Сценарий утренника (средней группы) "встреча зимы". Сценарий развлечения «Зимушка-зима Доу старшая группа праздник встреча зимы

  • Дата: 07.04.2024
В простом народе почитались они еще как хранители кур, отчего сельская Русь называла этот день еще и куриным праздником. Обязательно жарили курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой, веря, что курочки потом не будут болеть

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Лукоморье»

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности на тему:

«КУЗЬМИНКИ – ВСТРЕЧА ЗИМЫ»

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК

Образовательные области:

«Речевое развитие» (развитие речи);

«Познание» (ознакомление с миром природы»);

«Художественное творчество» (музыка);

для детей старшей группы (дети 5-7 лет)

Воспитатель:

Вождаева Татьяна Владимировна

2016 года

«КУЗЬМИНКИ – ВСТРЕЧА ЗИМЫ»

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК

Задачи:

  • Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.
  • Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Элементы русской избы

Народные шумовые музыкальные инструменты

Народные стилизованные костюмы для детей и тетушки Арины

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и женщин-рукодельниц.

1музыка

ТЕТУШКА АРИНА НАКРЫВАЕТ НА СТОЛ. ГОСТИ – ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ – СИДЯТ В ЗАЛЕ.

ТЕТУШКА АРИНА (ставит угощение на стол – пироги, самовар, чай – после праздника это будет угощение для всех собравшихся у тетушки Арины )

Ох, и вкусные пироги у меня получились! Сегодня у нас посиделки. Ребятишки, да и взрослые, решили осень проводить, а заодно и праздник Кузьмы и Демьяна отпраздновать. Кузьма и Демьян были ремесленники. Люди мастеровые. За свою работу денег не брали. За это их и прозвали бессребрениками. А угощали их за работу всегда кашей.

А вот и гости идут.

2музыка

РУССКАЯ МУЗЫКА – ФОН – ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ ВЫХОДЯТ В ЦЕНТР ЗАЛА.

ДЕТИ:

Доброго денечка, тетушка Арина! Вот решили принять твое приглашение на посиделки!

А что делать: не по домам же сидеть да в окно глядеть.

Правильно, не будем печалиться и туманиться. Будем осень провожать.

ТЕТУШКА АРИНА : Вот и молодцы. Я рада видеть вас у себя в гостях. Ждет нас праздник большой, праздник радостный.

Посмотрите-ка на мой стол: видите, у меня все готово.

ДЕТИ: Да и мы не с пустыми руками – тоже готовились, стихи, да песни учили.

ТЕТУШКА АРИНА

Ото всех дверей, ото всех ворот,

Проходи скорей, торопись народ!

Хороводная игра: “Здравствуй, осень” (Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Внутри круга противоходом движется девочка в осеннем венке)

Здравствуй, Осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла,у тебя мы, Осень, спросим

что в подарок принесла?

(Дети останавливаются. Осень стоит в центре круга.)

Осень (девочка):

Принесла я вам муки!

Дети: (“Пекут пирожки”)

Значит будут пироги!

Осень (девочка):

Принесла вам гречки!

Дети: (“Варят кашу”)

Каша будут в печке!

Осень (девочка):

Принесла вам овощей!

Дети: (Отводят в сторону сначала одну руку,потом другую,

Раскрыв ладони кверху.)

Для салата и для щей!

Осень (девочка):

Принесла и Меду!

Дети : (Поднимают руки вверх и через стороны опускают их вниз.)

Полную колоду!

Дети: Дети идут по кругу вокруг Осени.

Ты и яблок, ты и меду, ты и хлеба принесла.

3музыка

Сразу исполняется хороводная игра «Дударь».

В центре круга водящий – Дударь.

Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)

Старый, старый старичище,

Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)

Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)

Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)

Станешь ты пригожим:

Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)

И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)

Дударь, дударь, что болит?

Нога!

Если Дударь сказал: «Все болит!» все разбегаются, а Дударь ловит играющих.

ТЕТУШКА АРИНА

Но и этим не ограничивалось покровительство Кузьмы и Демьяна. В простом народе почитались они еще как хранители кур, отчего сельская Русь называла этот день еще и куриным праздником. Обязательно жарили курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой, веря, что курочки потом не будут болеть. А еще варили лапшу – это было почетное угощение. Под утро, расправившись с угощением, парни отправлялись воровать соседских кур. К кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно, а если бранились, то только для порядка.

Наших парней я тоже приглашаю повеселиться, сыграть в петушиные бои.

4музыка

Игра «Петушиный бой».

В очерченный круг выходят игроки. Руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из очерченного круга.

Хозяйка приговаривает: Давай, давай, себя испытай!

Слаб ты или силен?

Нам узнать занятно,

Всем потешиться приятно!

А теперь я объявляю конкурс для наших взрослых гостей: «Собери пословицу». Сейчас я проверю, как вы знаете русские пословицы, приметы. На карточках слова из пословиц, каждая пословица разбита на две части. Они перемешаны, вам нужно найти две половинки одной пословицы и соединить их, а затем прочитать всем.

Зашифрованные пословицы:

1. Кур пасти – добро не обрести.

3. Какие труды, такие и плоды.

4. Под лежачий камень вода не течет.

5. На печи заседать – хлеба не видать.

6. Труд человека кормит, а лень портит.

7. Скуден день до вечера, если делать нечего.

ТЕТУШКА АРИНА Ведь именно с Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимние работы. А какие именно? Кто знает?

ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ РАССКАЗЫВАЮТ (вязание, шитье, вышивание, прядение, ткачество).

ХОЗЯЙКА

Вот и мы сейчас с вами порукодельничаем. Выходите, кто смелый. Будем пряжу в клубки перематывать, только где же она? Спешили на праздник, да по дороге, наверное, потеряли.

Ищите! Как найдете, передавайте быстрее по рядам нашим мастерам.

ПЕРЕДАЮТ ПРЯЖУ, КОТОРАЯ НА ЗАДНЕМ РЯДУ В КОРЗИНЕ.

Кто быстрее смотает клубочки, тот и молодец!

ВЫЗЫВАЕТ ДВУХ ДЕВОЧЕК – ИГРА «СМОТАТЬ КЛУБОЧКИ»

5музыка « ДУНЯ – ТОНКОПРЯХА».

ИГРА – ДЕТИ И РОДИТЕЛИ.

6музыка

ТЕТУШКА АРИНА

Ну, а где же удальцы? Умелые кузнецы?

Как куется, так и песня льется,

Как песня льется, так и куется.

Сегодня праздник кузнецов.

Воспоем хвалу кузнечному ремеслу, добрым словом святых Кузьму и Демьяна помянем, как говаривала моя бабушка, они за работу охотно брались, но денег не брали, только ели досыта.

ТЕТУШКА АРИНА

Ну, молодцы – удальцы! Готовы ль вы показать свое мастерство? Тогда пожалуйте ко мне!

МАЛЬЧИКИ ДОЛЖНЫ ЗАБИТЬ ГВОЗДИ В ДЕРЕВЯННЫЕ ПЛАШКИ.

Игра 7музыка

ТЕТУШКА АРИНА

Молодцы! Ну а теперь нужно ножки размять, наши предки любили в игры играть, себя потешить.

Игра 8музыка

(Проводится игра бег в калошах)

ТЕТУШКА АРИНА Ну, вы просто молодцы, а теперь давайте поиграем. (Игра «Заря-зареница»)

Все встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, солнцева сестрица
По небу ходила, лучи обронила,
Лучи золотые, Ленты голубые,
Раз, два не воронь
Беги как огонь!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу, их задача первому занять освободившееся место в кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется. (Можно один раз с родителями )

И как полагается по старинному русскому обычаю, всем гостям подарим оберег, в этот день дарим Кузьму и Демьяна, пусть оберегают ваш дом от бед, невзгод и дом Ваш будет полная чаша.


Сценарий развлечения: «Зимние спортивные соревнования. Как Зима с Весной силушкой мерялись» для старшей группы

Историческая справка:

«В Сретение Весна-красна с Зимушкой встречается» говорили крестьяне. Чтобы оказать помощь весне, крестьяне устраивали обрядовые кулачные бои - зимоборы. В день Сретенья, 15 февраля, мужики для боев наряжались в весеннюю одежду (кафтаны) и в зимнюю - шубы, выходили на улицу и дрались на кулаках. Если побеждали те, кто был одет в шубы, то говорили о долгой зиме. А если победа была за теми, кто в кафтанах, то ликовали, ведь весна преодолела зиму и быть ей солнечной, да ранней.

Цель:

Приобщить детей и взрослых к русской традиционной культуре, познакомить с обрядами, которые существовали на Руси.

Задачи:

Обучающие:
Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечения в зимнюю пору, поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
Закреплять знание детьми характерных признаков зимы и весны, тренировать в отгадывании загадок, запоминании русских народных закличек, пословиц, поговорок, разучить русские народные игры, формировать активную речь.
Развивающие:
С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать память, мышление, наблюдательность. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;
Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности.
Воспитывающие:
Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх, воспитывать любовь к русским народным зимним традициям, играм и развлечениям.
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о традиционном праздновании Сретенья.
Разучивание музыкального репертуара с детьми (русские народные игры, пословицы, заклички, поговорки и т.д.).
Действующие лица: Ведущая, Весна, Зима, две команды детей «Капелька» и «Льдинка» (у детей – соответствующие медальоны).
Оборудование: Все участники развлечения – в русских народных костюмах.
Оформление зала: Зал стилизован под деревенскую улицу: заборы с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные ленточками, птицами; колодец возле дома; пенечки. Центральная стена оформляется цветами, на полу – «зеленая трава».

Ход развлечения:

(Дети входят в музыкальный зал под русскую народную музыку,
встречает их ведущая в народном костюме).

Ведущая: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник, который по народному календарю называется «Сретенье». Крестьянские дети с утра обращались к солнышку и просили его поскорее взойти, и весну принести. Если оно проглядывало через тучки, то дети радостно сообщали всем о состоявшейся встрече зимы с весной.
- Давайте и мы с вами весну, да солнышко позовем, для этого песенку споем!
(Дети поют, приговаривают.)

Народная закличка: «Солнышко-ведрышко…»

Солнышко-ведрышко, выгляни, красное, из-за царь-горы!
Выгляни, солнышко, до вешней поры!
Видело ль ты, ведрышко, красную весну?
Встретило ли, красное, ты свою сестру?
Видело ли, солнышко, старую ягу.
Бабу ли ягу - ведьму зиму?
(Под лирическую музыку в зал входит Весна) .
Весна: Здравствуйте, детушки малые!! Услышала я, как вы меня зовете, да и в гости к вам пришла! А не надоела ли вам зима-зимушка, злющая и сердитая?
Дети: - Надоела!!!
Ведущая: - В народе праздник Сретенье издавна воспринимался, как первая встреча весны, когда «зима с весной встретились», «старая зима с молодой весной борются», - на Руси устраивали игрища -«зимоборы», когда сходились молодцы на борьбу силой помериться, а народ – посмотреть, кто из молодцев без шубы останется, тому кафтан доставать, да, Масленицу встречать.
Сегодня здесь весну встречаем,
И с поклоном приглашаем!
Всех, кто любит веселиться,
И смеяться, и резвиться!

(Раздается завывание ветра, и в зал вбегает Зима).
Зима: Ах, вы, неблагодарные! Сами веселитесь, а меня не позвали! А ведь радовались моему снегу, на санках с горки катались! (Гневается, топает ногой). Но я еще сильна! Испорчу вам праздник! Не пущу тебя, Весна, на землю!
Ведущая: - Не страшны нам, Зима, твои угрозы! Не боимся мы тебя!
Дети: - Не боимся!
Зима: - А я вот сейчас проверю! Заморожу! (дует на детей).
Ведущая: - Ребята, выходите! Давайте погреемся!
(Дети строятся парами вокруг Зимы, ходят по кругу и говорят слова).

«Согревалочка»

(Под русскую народную мелодию).
Идем-идем с тобой вдвоем (идут парами по кругу)
Идем дорогой длинною!
К зайчишкам, мишкам, снегирям (идут парами по кругу),
Идем дорогой зимнею, (друг к другу лицом - выполняют движения по тексту) ,
Мы руками хлоп-хлоп, (хлопают руками) ,
И ногами топ-топ, (топают ногами),
Головою круть-круть, (крутят головой),
Постучали в грудь, в грудь. (греются)
А на улице мороз (обнимают себя руками),
Отморозит деткам нос (трут нос),
Отморозит ушки (греют ушки),
Щечки, словно плюшки (надувают щечки и «протыкают» пальчиками),
Не страшен холод и мороз, (дразнят Зиму),
Когда с тобою вместе мы (грозят пальцем Зиме),
Мы в теплый шарфик спрячем нос (закрывают нос рукой),
И нам поможет песенка! (приплясывают).
Зима: - Не берет их мороз и стужа! И правда, озорники, меня не боятся!
Весна: - Давай, Зима, мы с тобою силушкой померяемся! Устроим состязание!
Зима: - Давай! Только я тебя, все равно, сильнее!
Ведущая: - Ты, давай, Зима, не хвались! Недаром говорят: «Зима весну пугает, да все равно тает!»
Зима: - Ничего, посмотрим, чья возьмет! Я еще покажу себя, как закружу, как заморожу! Все снегом засыплю. Вон и слуги мои, сосульки, висят! Значит мое еще время!
Ведущая: - Давайте договоримся, кто из вас выиграет, в честь того и будем праздничный хоровод водить. Согласны?
Зима, Весна: - Согласны!
(Зима и Весна, совместно, проводят игры-состязания, для этого создаются две команды).

Игра «Сорви сосульку».

(Дети делятся на две команды)
Зима и Весна поднимают веревку, с подвешенными на ней «бумажными сосульками» на высоту 1,5 метра. Команды выстраиваются в две шеренги. Участвуют по два ребенка от каждой команды. Кто быстрее и больше сорвет «сосулек», подвешенных на шнурках (надо подпрыгнуть и снять бумажную сосульку) , тот и выиграл. Побеждает та команда, у которой больше «сосулек».
Зима: - Сейчас, следующая игра! Я себе сейчас лучших помощников выберу!

Игра «Попади снежком в корзину...»

Дети делятся на две команды. Необходимо кинуть «снежок» и попасть в цель (корзину) . Выигрывает та команда, у которой больше попаданий.
Ведущая: - А теперь, ребята, давайте немного отдохнем! Отгадайте загадки, которые вам загадают Зима и Весна!
Весна: Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март).
Зима:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Бело-коса, белолица.
Как махнула рукавом
Все покрылось серебром (Зимние месяцы).
Весна: У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник).
Зима: Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей (Снеговик).
Весна: - Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна).
Зима: Дел у меня немало
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня... (Зима).
Ведущая: - Хоровод-игра «Ручеек» - это старинная игра, которая символизирует таяние снега. Солнышко греет землю, тает снег, всюду бегут журчащие ручейки. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеек. (Под музыку ведущий входит в «ручеек», и берет себе пару. Кто из детей остался один, тот и водит, и далее, игра продолжается).

Хоровод-игра «Ручеек».

Ребенок: читает стихотворение.

Подснежник


Маленький подснежничек
Вышел в первый раз
В новом синем платьице,
Людям напоказ.
А травинка острая
Сверлит уж давно
В прошлогодних листиках
Скважину-окно.
И в саду у старенькой,
Сломанной бадьи,
В лужицах полощатся
Крошки-воробьи.
Опоздал подснежничек
И бежит скорей,
Приподнявши платьице,
На простор полей...

Ведущая: - Ребята послушайте, какие пословицы придумал народ про февраль:
- Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет!
- Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает!

- Февраль - ветродуй, вьюговей, бокогрей и сечень!

Игра «Собери подснежники»

Подснежники распределить (разбросать) по всему музыкальному залу. По сигналу начинается игра, нужно добежать до цветка, взять один подснежник, добежать до корзинки, положить цветок в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет подснежники.
Зима: - Если так дело пойдет, Весна выиграет, позову-ка я свою помощницу – Бабу-Ягу! Что, страшно!
(Ребенку одевают на голову шапочку Бабы-Яги).

Игра: «Баба-Яга».

Водящий - Баба Яга – находится в центре воображаемого круга. Дети ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит:
В темном лесу
Избушка стоит задом-наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.
У нее глаза большие,
Дыбом волосы стоят.
Ух, и страшная какая,

Наша Бабушка Яга!

На последнем слове, дети входят в круг, и прикасаются к «Бабе Яге». Она старается кого-нибудь поймать. Пойманный ребенок становится «Бабой Ягой». Игра повторяется несколько раз.
Зима: - Ну, что ж победили вы меня, видно и вправду мне пора уходить.
(Зима кланяется Весне в пояс).
Зима:

Совсем скоро придет твое время!
Царствуй Весна на славу!

Ведущая: - Попрощаемся с Зимой, помашем ей рукой!
Ну, а мы заводим веселый весенний хоровод!
(Дети и гости заводят хоровод под русскую народную музыку).
Ведущая: - На Сретенье всегда пекли печенье не простое, а в виде разных домашних животных. Это печенье раскладывали в сараях, чтобы скотина водилась, не болела. В кладовых – чтобы много припасов было; в доме, на окнах, чтобы оно оберегало от сглаза, от болезней, несчастья.
- Вот и мы с вами пойдем чай пить с бубликами! Весну и гостей приглашаем!

Задачи : совершенствовать двигательные способности детей, формировать двигательные умения и навыки; развивать физические качества (силу, быстроту, выносливость); воспитывать целеустремленность; учить отгадывать загадки; доставить детям чувство радости.

Оборудование : ёлка; два мяча; две клюшки; «снежки» (комочки ваты, обтянутые марлей с блёстками).

Действующие лица: Снежная Баба, Зима, Волк (их роли исполняют взрослые).

Ход праздника

Инструктор.

Снег на полях, лёд на реках.

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

Правильно, зимой. Сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник Русской Зимы.

1-й ребёнок.

Здравствуй, гостья Зима! Просим милости к нам.

Песни Севера петь по полям и лесам.

2-й ребёнок.

Есть раздолье у нас, где угодно гуляй.

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

3-й ребёнок.

Нам не стать привыкать, пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит.

4-й ребёнок.

Белые деревья, белые дома!

По дорожкам белым к нам пришла Зима!

Входит Зима, исполняет танец.

Зима . Здравствуйте, дети! В сугробах огромных,

На вьюгах примчалась я к вам быстроходных.

Спешите на праздник успеть в детский сад,

Порадовать дружных, весёлых ребят.

Инструктор.

Спасибо, Зимушка-Зима!

Спасибо, что на праздник к нам пришла!

Ребята так рады встрече с тобой.

5-й ребёнок.

Белым снегом все покрыто: и деревья, и дома.

Свищет ветер легкокрылый! Здравствуй,

Зимушка-Зима.

3има . А теперь, ребятки, отгадайте мою загадку:

Ох и пляшет она ловко.

Не простой нос, а морковка!

Уголечки вместо глаз,

Вместо шляпы - медный таз. Кто это?

Входит Снежная Баба.

Снежная Баба . Здравствуйте, ребята! Пришла я посмотреть, что это вы тут делаете? Все почему-то считают меня неповоротливой. Ну а я теперь посмотрю, какие вы быстрые и ловкие.

Инструктор. Давайте, ребята, покажем нашу ловкость и смелость.

Снежная Баба . Но сначала попробуйте разгадать мои загадки. Здесь вам меня не победить!

Кто, друзья, с большим трудом

Спрятал речку подо льдом?

По утрам в рассветной мгле

Кто рисует на стекле?

Дети. Мороз!

Снежная Баба.

На дворе горой, а в избе водой.

Бел, да не сахар, ног нет, а идёт.

Дети . Снег!

Инструктор. Да, Снежная Баба, наши дети не только быстрые и ловкие, но и умные и сообразительные. А теперь поиграй с нами.

Дети становятся в круг, посередине - Снежная Баба и Зима.

6-й ребёнок.

Нам мороз - не беда, не страшны нам холода.

Ходим в шубах и ушанках и катаемся на санках.

3има. А как?

Дети. А вот так (имитируют катание на санках).

Снежная Баба . А потом?

7-й ребёнок . А потом на лыжи станем и с горы кататься станем.

3има . А как?

Дети. А вот так (имитируют езду на лыжах).

Снежная Баба . А ещё?

8-й ребёнок. А ещё берём коньки и бежим мы на катки.

3има. А как?

Дети. А вот так (имитируют езду на коньках).

Снежная Баба . А потом?

Дети. А потом в снежки играем, очень метко попадаем.

3има . А как?

Дети. А вот так (имитируют игру в снежки, Зима и Снежная Баба увёртываются).

Снежная Баба . Да, теперь мы знаем, что вы не будете зимой скучать.

3има . А теперь пришла пора показать вашу ловкость

Эстафеты.

Дети делятся на две команды.

За одну команду болеет Зима, за другую - Снежная Баба.

1. «Кто быстрее».

Дети по очереди ползут по-медвежьи до ёлки, обратно - бегом.

2. «Зайцы и волк»

Дети (по очереди каждая командаj прыгают па обеих ногах (как зайцы) до ёлки (под ёлкой сидит Волк). Обратно - бегом, а Волк догоняет.

3. «Хоккеисты».

Клюшкой дети по очереди ведут мяч до ворот, стараются попасть мячом в ворота и бегом возвращаются назад. Передают мяч и клюшку следующему члену команды.

Дети бросают по очереди «снежок» на дальность, поднимают его, обратно - бегом.

5. «Чей кружок быстрее соберется?».

Зима и Снежная Баба расходятся в разные концы зала, а дети под музыку бегают по залу. Когда музыка перестаёт звучать, одна команда собирается в кружок вокруг Зимы, другая - вокруг Снежной Бабы. Когда музыка снова звучит - команды меняются местами.

Инструктор . Видите, Зима и Снежная Баба, какие у нас ловкие и быстрые ребята!

Зима . Молодцы!

Снежная Баба . Как же я рада, что познакомилась с вами!

Общий танец.

Дети выходят из зала под музыку.


Сценарий утренника – Встреча зимы

Проводить в детских садах утренники это отличное занятие. Потому что на утренниках дети чему-то учатся и познают новое. Мы предлагаем вам сценарий утренника для детского сада про встречу зимы. Вы и дети узнают, что такое зима, почему она приходит к нам, отгадают загадки про зиму и поиграют в интересные игры. Сценарий утренника для детей встреча зимы рассчитан на разные возрастные группы. Вы можете его поставить в средней и старшей группе и по вашему усмотрению даже в младшей. А интересное домашнее задание не даст детям скучать дома после утренника. И они, сделав домашнее задание с родителя, точно запомнят все, что узнали про зиму.


Ведущий: Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы встретить самое холодное время года – зимушку-зиму! А знаете, почему зима холодная? Кто может мне сказать?

Дети отвечают.

Ведущий: Какие же вы молодцы! А теперь вопрос посложнее: кто мне скажет, почему зима приходит?

Дети рассказывают свои варианты.

Ведущий: Ваши версии очень хороши! Но давайте послушаем саму зиму, что она нам скажет, и расскажет, почему же она из года в год к нам приходит.

Выходит Зима. Во всем белом, сзади полупрозрачная накидка, на которой прикреплены снежинки (накидку можно сделать из тюли), а на голове корона из снежинок.

Зима: Здравствуйте, мои маленькие друзья!
Дети: Здравствуй, зима!
Зима: Хотите узнать, почему, я прихожу к вам каждый год?
Дети: ДА!
Зима: Тогда отгадайте сначала мои загадки.
Ведущий: Это мы с удовольствием! Да, ребята!
Дети: ДА!

Зима: Ну, слушайте тогда:

1. Что зимою лишь бывает
И всю землю застилает?
Знает каждый человек,
Что зимой бывает….(Снег)

2. Что же с речкой приключилось,
Будто в камень превратилась!
Только скользко всё кругом,
Ведь покрылась речка….(Льдом)

3. Идет с неба он зимою,
Падает на нас с тобою,
Как осенью бывает листопад,
Идет зимою…(снегопад)

4. Стало скользким все вокруг,
Осторожнее будь друг!
А кто не будет осторожен, сразу упадет,
Ведь на улице сегодня….(гололед)

5. На улице сегодня минус 20
Теплее нужно одеваться,
Чтоб не замерзли уши, щеки, нос
Ведь на улице …(мороз)

6. Пришла холодная пора,
Льдом покрылась вся река
И деревья и дома
Укрыла снегом всё ….(зима)

Зима: Какие вы молодцы! Все знаете про зиму, может мне и не нужно вам ничего рассказывать, а?
Ведущий: Как не нужно? Очень даже нужно! Ведь мы хотим узнать больше про тебя, зимушка-зима!
Зима: А вот вам еще загадка.
Зимой любимая игра,
В нее играет детвора.
Будь осторожнее дружок,
Летит в тебя большой…(снежок)
А игра как называется,
Когда снежками все кидаются?

Дети: Снежки!

Зима: Правильно! А вы хотите поиграть в снежки?
Дети: Да!
Зима: Тогда давайте в них и поиграем!
Ведущий: Постой Зима. А как детки будут играть в снежки?
Зима: Как? Ручками, как же еще!
Ведущий: Но ведь они у них замерзнут. И дети могут заболеть!
Зима: Ах, что-то я не подумала об этом.
Ведущий: Ребята, что нужно надеть, чтобы ручки не замерзли?

Дети отвечают.

Ведущий: Правильно, варежки! Посмотрите, у вас на стульчиках лежит по одной варежки, а вторые варежки лежат вон там на столе, но они перепутаны. Давайте, скорее, отыщем пару к своей варежке!

Игра найди пару. Дети подбегают к своим стульчикам, берут одну варежку, подбегают к столу с варежками и ищут вторую пару своей варежке.
Ведущий: Вот какие у нас детки молодцы! Посмотри-ка на них зима!

Зима: Да, молодцы!
Ведущий: а скажите мне, что еще нужно надевать зимою на улицу?

Ответы детей.

Зима: Ну, все, теперь-то вы готовы поиграть в снежки?
Дети: ДА!

Игра в снежки. Дети делятся на две команды. Каждой команде дается определенное количество снежков из ваты. Включается музыка. Дети под музыку перекидываются снежками. Когда музыка заканчивается, игра останавливается. Побеждает та команда, у которой будет наименьшее количество снежков, как в руках, так и на полу.

Зима: Вот видите, как зимою весело играть! А во что еще вы играете зимой?

Ответы детей.

Ведущий: Зима, мы уже отгадали твои загадки, сыграли с тобой в снежки, может, уже пора рассказать нам, почему ты к нам приходишь?
Зима: Хорошо, я расскажу вам. Но сначала и вы расскажите мне стихи про меня. То есть про зиму.

Зима: Как мне понравились ваши стихи! А теперь садитесь поудобнее, я начну свой рассказ (хлопает в ладоши)

Выходят две снежинки, и выносят глобус и нарисованное на листе бумаги (формата А4 или А3) большое солнце, и фломастер.

Зима (берет в руки глобус): Кто-нибудь знает, что это такое?

Дети отвечают.

Зима (если дети отвечают правильно): Правильно, это глобус.
Зима (если дети отвечают неправильно или не знают): А на что это похоже?

Дети отвечают.

Зима: Правильно, на Землю.

Зима: Глобус – это уменьшенная копия нашей с вами планеты Земля. Вы можете подойти поближе и рассмотреть его.

Дети рассматривают.

Зима: Попозже вы познакомитесь с ним поближе, а сейчас я принесла его сюда, чтобы наглядно показать, почему же из года в год я прихожу к вам. Наша Земля, она не стоит на месте, она постоянно кружится вокруг своей оси, как юла, вот так (Зима крутит глобус). Но в отличие от юлы, наша Земля немного наклонена, вы видите это на глобусе. Видите, что он стоит не прямо, а как- будто немного наклонен в одну сторону? А вот это наше с вами солнце(берет в руки лист с солнцем). Оно такое яркое и такое жаркое, что если бы Земля крутилась прямо, так же как юла, то у нас все время было очень жарко, и все растения и животные погибли от жары. Но из-за того что Земля наклонена, у нас происходит смена весны, лета, осени и зимы. Почему же так происходит? Помимо того, что земля крутится вокруг соей оси, она еще и крутится вокруг солнца, вот так (показывает). И когда Земля сделает полные оборот вокруг солнца, проходит ровно 365 суток, или 12 месяцев или же 1 год. Но Земля движется вокруг солнца по определенной «дорожке», которая называется орбитой. И эта дорожка выглядит вот так (берет карандаш, фломастер или ручку и на листе, где изображено солнце, рисует орбиту). На что похожа орбита Земли?

Дети отвечают.

Земля: правильно, на овал. И как я уже сказала из-за того, что земля наклонена и именно потому, что орбита земли похожа на овал, происходит смена времен года: весну сменяет лето, лето сменяет осень, осень сменяет зима, а зиму сменяет лето. А как же конкретно это происходит.
Когда Земля находится вот здесь (показывает на орбите самое приближенное место к солнцу), где она ближе всего к солнцу, как вы думаете, какое у нас в это время года?

Дети отвечают.

Зима: Правильно, лето. Ведь солнечные лучи согревают нашу планету. А теперь, давайте пройдемся дальше по дорожке движения земли. Смотрите, она отдаляется от солнца, а это значит, что лучики солнца меньше согревают нашу Землю, и поэтому к нам приходит осень.
А вот сейчас, мы отдалимся далеко от солнышка, и его лучи будут чуть-чуть касаться земли, и совсем перестанут ее обогревать, тогда какое время года к нам приходит?

Дети отвечают.

Зима: Правильно! К вам прихожу я – Зима. Поэтому зимою так холодно! Но Земля не стоит на месте, она продолжает свое движение. И вот она уже снова приближается к солнцу. Снег начинает таять, и приходит весна. И так каждый раз. Из года в год, пока движется наша с вами планета Земля, я буду приходить на смену осени, а на смену мне будет приходить весна, и так времена года будут сменять друг друга.
Ведущий: Какой интересный рассказ Зима. Дети, вам понравилось?

Дети отвечают.

Ведущий: Тогда давайте скажем спасибо зимушке-зиме за такой интересный и поучительный рассказ!
Дети: Спасибо!
Зима: Пожалуйста! И главное помните, зимою одевайтесь теплее и не болейте! Прощайте друзья! Мы с вами еще увидимся!

Дети: До свидания!

Зима уходит.

Ведущий: А мы давайте с вами закрепим, то, что рассказала нам Зима. Ответьте мне на такие вопросы.

Вопросы:
1. За сколько времени Земля делает полный оборот вокруг солнца?
2. Как называется «дорожка» земли, по которой она движется вокруг солнца?
3. На что похожа орбита Земли?
4. Покажите мне на картинке, где находится Земля, когда у нас: лето, весна, осень, зима?
5. И почему земля так наклонена? Что было бы, если Земля крутилась вокруг себя (своей оси) прямо?

Ведущий: Ну, молодцы! Все запомнили, а теперь я даю вам задание, дома нарисовать, как вы представляете себе смену времен года, и придумать рассказ к картинкам, а завтра мы с вами послушаем ваши рассказы. Наше знакомство с зимой закончено. До свидания!


Ключевые теги:

Сценарий развлечения «Зимушка-зима» для подготовительной и старшей группы:

Цель: Создать радостную праздничную атмосферу.

Задачи:

Закрепить знания детей о зиме и зимних явлениях.

Развивать образную, выразительную речь детей;

Ведущая:

Белым пухом покрыта дорожка. Как прозрачен воздух зимой!

Постою, полюбуюсь немножко, как снежинки летят надо мной!

Их повсюду зима рассыпает, дарит всем серебристый наряд.

Будто сказка вокруг оживает, и снежинки кружатся, летят!

Любят зимушку и взрослые, и ребятишки! Поэтому и называют её ласково – зимушка-зима!

Ведущая:

Дорогие ребята, мы сегодня собрались в этом зале для встречи Зимушки-зимы! Скажите, а какие зимние месяцы вы знаете?

Дети:

Декабрь, январь и февраль.

Ведущая:

Правильно! И каждый месяц зимы разный. Декабрь – первый месяц. Месяц первого снега и любимого всеми праздника – Нового года. Январь – праздник Рождества, зимних игр и забав. Февраль – последний и самый суровый, морозный месяц зимы. В феврале бывают метели и вьюги. Зимой кругом бело и красиво!

Ведущая:

А кто из вас может сказать, какая она — зима? Давайте попробуем её описать:

Ответы детей: (морозная, белая, серебристая, холодная, ледяная, снежная, красивая, сверкающая)

Ведущая:

Верно! Такая она красавица! А ещё она и веселая, потому что приносит с собой много радости, веселья, игр, праздников. Ну-ка скажите, в какие игры мы можем играть зимой?

— Ответы детей (в «снежки», лепить снеговика, кататься с горки, кататься на коньках, на санках, на лыжах, строить крепость).

Ведущая:

Вот сколько забав у зимушки. Наверное, вам не терпится увидеть нашу гостью. Давайте позовем её к нам:

Ведущая:

Зима, приди!

Нам снежок принеси

Будем мы с тобой играть

Веселиться и плясать!

Все вмести: Зима, приди!

Под музыку в зал входит Зима.

Зима:

Здравствуйте, ребята! Я слышала, вы меня звали, очень рада, что я желанная гостья у вас! И я счастлива, встретиться с вами.

Ведущая:

Ты такая талантливая художница – как всё украсила! Ребята, ведь правда, красиво кругом — всё сверкает, блестит, Когда такое ещё увидишь? Зимушка — зима, дети тебе очень рады и хотят подарить тебе стихи:

Любимая зима

Прекрасная зима,
На улице морозно.
Оденусь поскорей
и потеплей как можно!
Одену рукавички,
Мне их связала мама.
И шапку меховую
Я натяну упрямо.

Все озеро во льду,
Деревья серебрятся,
И все вокруг в снегу,
А я пойду кататься.

На лыжах я спущусь
с крутой горы скорее,
На санках прокачусь,
И, падая, согреюсь.

Как зиму я люблю!
Быть может, это странно.
Есть времена в году,
Где дождь идет нежданно.
Когда грибы растут,
И набухают почки.
Когда цветут в саду
Красивые цветочки.

Зима красивей всех!
Пусть холодно, но все же
Румяней, веселей,
На праздник так похоже!

Зима:

Замечательные стихи, это очень ценный подарок для меня! Я тоже вам приготовила много разных сюрпризов. Когда вы на улице со мной встречаетесь, мы играем в снежки, лепим снежную бабу, но и здесь, в этом зале, нам скучать не придется. Хотите поиграть? Тогда начнем!

Проводится игра «Сугробеки»

Разделить детей на две команды. Перед командами лежат два круга из ватмана. Стоя на одном круге, взять другой и положить перед собой – встать на него. Действие повторяется до тех пор, пока ребенок не доберется по сугробекам до елочки. Обратно нужно добежать до команды, передать сугробеки следующему.

Зима:

Ребята я вам снежки принесла, давайте поиграем.

Проводится игра «Снежки»

На полу раскиданы «снежные» комочки. Для каждой команды поставлена своя корзина. По сигналу дети собирают «комочки» в корзину. Побеждает та команда, в чьей корзине окажется больше «комочков».

Проводится игра «Наряди елочку»

На двух ватманах нарисован контур елочки, в стаканчиках лежат фломастеры. Под музыку дети начинают ее наряжать (рисовать шарики). Чья команда нарисует больше шариков на елке, тот и победил.

«Снежный бой»

На пол положить мишуру. Команды становятся по обе стороны от нее. Командам раздаются «снежки» поровну. Под музыку начинается снежный бой. Как только музыка заканчивается, подчитывается, на половине, чьей команды оказалось меньшее количество снежков. Эта команда выигрывает.

Зима :

А теперь послушайте загадки:

1. Едва повеяло зимой, они всегда с тобой.

Согревают две сестрицы. Как зовут их? (Рукавицы).

2. В хороводе пестрых масок персонажи разных сказок.

Веселятся и кружат, что за праздник? (Маскарад).

3. Я живу под самой крышей, даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше, если б крыши там нашлись. (Сосулька) .

4. Он все время занят делом, он не может зря идти.

Он идет и красит белым все, что видит на пути. (Снег) .

5. Рыбам зиму жить тепло-

Крыша толстое стекло. (Лед) .

6. В белом бархате деревня — и заборы, и деревья.

А как ветер нападает, этот бархат опадает. (Иней) .

7. Две курносые подружки не отстанут друг от дружки.

Обе по снегу бегут, обе песенки поют. (Лыжи) .

8. Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. (Санки) .

9. Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Детям радость подарила и на санках прокатила. (Зима) .

10. Прокружились звездочки в воздухе немножко.

Сели и растаяли на моей ладошке. (Снежинки).

Ведущая :

Молодцы справились с заданием.

Игра «Волшебная снежинка»

Зима:

Предлагаю всем встать в кружок. Пока играет музыка, передаем снежинку, как только музыка останавливается, у кого в руках оказалась снежинка, тот выполняет задание (спеть, станцевать, рассказать стих, и т.д.).

Ведущая:

Ребята давайте для зимушки споем песню.

Песня «Зимняя песенка»

Зима:

Молодцы, ребятки! Мне с вами так интересно! Но пора мне на улицу — снегу подсыпать, деревья подбелить,– очень много дел у меня! А с вами на улице увидимся – только теплее одевайтесь! До свидания, ребята!

Воспитатели раздают конфеты.