Тактильное зрение и восприятие как основание мышления и сознания. Сенсорные потребности и развитие ребенка

  • Дата: 06.03.2024

Сенсорное развитие детей.

Игры для развития тактильного восприятия


Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.


Игры для развития осязания

(тактильного восприятия)


К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать

мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить.

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, землей, пластилином, тестом из муки и соли.

- Чем занять ребенка на даче: пироги из земли и суп из цветов
- Рисование песком на стекле
- "Радуга в бутылке" из цветных мелков и песка

Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.

Летние игры с водой для детей


Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем,

надевать прямо на трусики и мачку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

"Поймай киску"


Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.


"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы"

(определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.


"Узнай фигуру"
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.


"Узнай предмет по контуру"
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.


"Догадайся, что за предмет"
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.


"Найди пару"
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

"Что внутри?"

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

"Отгадай цифру" (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.

Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.

Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.

"Что это?"

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

"Собери матрешку"

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

"Золушка"

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

"Угадай, что внутри"

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Марина Войнова
Развивая тактильное восприятие, развиваем речь

Еще в 1917 году В. Бехтерев, проводя свои исследования в области изучения работы мозга человека, возможностей восприятия окружающего мира человеком и влияния человека на окружающую среду доказал, что воспринимать окружающий мир человек может не только тактильно , аудиально и визуально, но и на энергетическом уровне. Только еще недостаточно изучены те каналы, которые позволяют человеку воспринимать мир , понимать и влиять на него. Однако ученые, занимающиеся изучением такого феномена, как альтернативное зрение уже доказали, что каждый человек может развить у себя такие качества, как «видеть» с закрытыми глазами. Эти методики используются в работе с людьми, которые страдают таким тяжелым недугом, как слепота. Развивая способности человека воспринимать окружающий мир без использования зрительного анализатора, развивается такая способность как альтернативное зрение, у некоторых детей появляется галлографическое зрение.

Таких задач как развитие альтернативного зрения, так как у меня совсем другое направление в работе и не тот контингент воспитанников – я работаю с детьми, имеющими патологию речевого развития .

Для того, чтобы ребенок сумел полноценно выразить все свои мысли, необходимо в первую очередь иметь развитую речь . О значении развития речевого аппарата , формировании активного и пассивного словаря ребенка достаточно много говорится и пишется в средствах массовой информации и в специальной литературе, а вот о необходимости развития тактильного восприятия и его взаимосвязи с развитием речи у детей в современной литературе нет достаточной информации. Говорится только о развитии мышц мелкой моторики руки.

Результаты использования в работе с детьми развивающих игр и методик М Монтессори, Б. Никитина, Н. Зайцева, А Бондаренко убедили меня в том, что дети, действительно, легче усваивают и понимают тот материал, знакомясь с которым они используют большее количество анализаторов : «Когда я слышу – я позабываю, когда я вижу – я запоминаю, когда я делаю – я понимаю»- это стало доминирующим направлением в системе моей работы с детьми. Вышеперечисленные методики рекомендуют использовать в большей степени и слуховой, и зрительный и тактильный анализаторы . У каждого человека есть ведущие каналы восприятия и данная система преподнесения материала способствует тому, чтобы ребенок мог усвоить новый материал, пользуясь своим ведущим каналом и развивал потенциальные каналы восприятия окружающего мира .

Внедряя развивающие игры и методики в работу с детьми, я предполагала, что это поможет мне в работе над развитием таких психических процессов как память, внимание, мышление, воображение и, самое главное, в развитии и активизации словарного запаса у детей, имеющих патологии в речевом развитии . Результаты проведенной работы убедили меня в правильности выбора методик и игр, способствующих развитию памяти , внимания, воображения, мышления, коррекции речевой патологии.

Усложняя задания к знакомым для детей играм, я обратила внимание на то, что дети с огромным удовольствием возвращаются к этим играм, часто переносят их в самостоятельную деятельность и даже сами придумывают новые усложнения. Это говорит о том, что дети не только проиграли игру, поняли и приняли правила игры, но научились сами устанавливать и выполнять правила. Усложнением в играх является одно условие : «выполни задание - не глядя» .

Когда детям предлагается собрать пирамидку, бусы или башенку, разложить по росту или размеру фигуры, найти нужную фигурку, определить что нарисовано или выложено на карточке, то дети, с должной им, уверенностью начинают выполнять задание, но, оказывается, не так- то легко выполнить задание без помощи зрения. А вот когда с заданием справился самостоятельно, то, непременно, хочется выполнить более сложное задание и еще, и еще.

Я обратила внимание на то, что использование этого приема привело не только к активизации речи у детей с патологией речевого развития , но и, это я считаю более важным,- к коррекции уровня самооценки : повышению самооценки у детей, имеющих заниженный уровень самооценки (за счет того, что ребенок научается самостоятельно выполнять задания) и адекватности самооценки у детей с завышенным уровнем самооценки (учитывать уровень самооценки и задания давать с наиболее трудного, минуя низкий уровень игры).

Вся система работы может начинаться с детьми любого возраста от двух до семи лет. Задания даются в игровой форме, а для детей старшего возраста и в форме соревнования (индивидуального или командного) . Практика применения игр на развитие тактильного восприятия доказала , что дети переносят опыт тактильного восприятия окружающего мира в бытовую и игровую деятельность, придумывают задания самостоятельно и с удовольствием выполняют их. Дети учатся соблюдать правила игры, у них совершенствуются коммуникативные навыки, развиваются : логическое мышление, память (и слуховая, и зрительная, и тактильная , внимание (устойчивость, концентрация, распределение, воображение, усидчивость.

Все игры, способствующие развитию тактильного восприятия , необходимо проводить в несколько этапов, усложняя задания, и тем самым развивая возможности тактильного восприятия каждого ребенка .

На первом этапе рационально использовать :

-«Волшебный мешочек» (для детей раннего возраста мешочек должен быть из прозрачной ткани,

-«Волшебную коробочку» (отверстия для двух рук,

-«Что я делаю?» (количество шумов увеличивается в зависимости от опыта и возможностей детей,

-«Повтори за мной» (сложность ритма хлопков зависит от уровня развития фонематического восприятия ребенка ,

-«Что в руке?» (крупа наполнитель на первом этапе должна быть мелкой -пшено, а предметы более контрастными – матрешка, кубик, мячик и т. п. Как усложнение : более крупные зерна наполнителя- гречка, горох, фасоль, а предметы менее контрастными- мячик, яйцо от киндер-сюрприза, мелкие игрушки.

-«Собери не подсматривая» (дети собирают пирамидки, пазлы, бусы, используя ширму для того, чтобы собирать не глядя)

- «Найди пару» (Дети подбирают пару к имеющемуся у них мешочку с наполнителем из крупы)

Детям не завязываются глаза, но они учатся определять предметы на ощупь, воспринимать звуки без участи зрительного анализатора. И, самое важное, дети будут готовы к тому, чтобы учиться «видеть» пальчиками рук (и они могут это делать) и им завязали глаза.

Завязать глаза – это следующий этап работы. Я не использую в своей работе никаких платков – неудобно в работе, дети не могут самостоятельно играть, завязывается нос- нечем дышать, можно спровоцировать развитие клаустрофобии . Детям предлагается одеть маски у которых заклеены глаза. Маска зайчика, щенка, тигренка – и ига и новое задание. У масок я не заклеиваю отверстия для носа и рта – детям есть возможность подсмотреть и адаптироваться к тому, что лицо закрыто и это не страшно.

После того, как дети научились играть самостоятельно с использованием масок я ввожу в игру «шапку-невидимку» и очки-повязку. «Шапка – невидимка» проста в работе, ребенок может самостоятельно ее одевать, не прибегая к помощи взрослого, одевать как удобно ему самому, а еще он знает, что снять ее он тоже может сам по мере необходимости.

Все игры, способствующие развитию тактильных ощущений у детей , имеющих речевую патологию можно, и нужно, усложнять.

Игры для развития тактильного восприятия

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое. Интересны ребенку игры с фальгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова рагладить. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли. Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки. Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком. Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.
Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

"Узнай фигуру"

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

"Узнай предмет по контуру"

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

"Догадайся, что за предмет"

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

"Найди пару"

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

"Что это?"

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

"Собери матрешку"

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

"Золушка"

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

"Угадай, что внутри"

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Каждый человек уникален. У всех разный характер, темперамент и даже Один может быть кинестетиком, другой - аудиалом, третий - визуалом. Тем не менее без адекватной ориентации в окружающей действительности сложно представить жизнедеятельность любого человека. Возможность такой ориентации предоставляет тактильное восприятие, о котором и пойдет речь в сегодняшней статье.

Способы восприятия информации

Восприятие является психическим процессом, который отражает происходящее в реальности. Данный процесс помогает человеку ориентироваться в пространстве, принимать решения относительно своих последующих действий и не повторять ошибок.

Предлагаем вам ознакомиться с видами и основными свойствами восприятия:

  • Слуховое. Этот вид подразумевает под собой способность определять разные явление окружающего мира с помощью звуков.
  • включает в себя тактильный, кожный контакт и систему прикосновений. В данном случае главным органом являются руки человека - именно благодаря им он получает необходимую информацию. С помощью тактильного восприятия человек общается с людьми и с окружающим миром посредством прикосновений.
  • Зрительное. Заключается в объединении процессов создания и построения зрительных образов окружающего мира людей.
  • Вкусовое. При употреблении пищи в наш мозг от рецепторов поступает сигнал, с помощью которого мы можем отличить кислый продукт от сладкого, горький от соленого.
  • Обонятельное. Заключается в познании мира с помощью различных запахов.

Что такое тактильное восприятие?

Осязание является одним из видов восприятия предметов и явлений, которое строится на мультимодальной и тактильной информации.

Таким образом, тактильное восприятие - это ощущения посредством прикосновения, давления, температуры или боли, благодаря чему человек воспринимает окружающую действительность. С помощью данного восприятия у человека складываются первые впечатления о предмете или явлении. При соприкосновении наружными покровами тела с чем-либо у нас появляется возможность познать форму, упругость, величину, шероховатость или плотность, холод или тепло, которые характерны предмету.

Таким образом, тактильное восприятие - информация, получаемая через рецепторы кожи. Мы чувствуем, когда прикасаемся к одушевленному или неодушевленному предмету, а также замечаем, когда прикасаются к нам. Однако чувствительность не ограничивается только этими ощущениями. При касании какого-либо предмета человеку свойственно ощущать не только основные признаки, но и его свойства, такие как гладкость, твердость, влажность, тягучесть, а также чувствовать зуд, щекотку и вибрацию.

Благодаря тактильному способу восприятия информации наша кожа способна реагировать на физические свойства окружающих нас объектов, и поэтому именно через нее нам поступает определенная информация.

Основные нарушение восприятия

Для выявления необходимо четко знать проявления заболеваний. Помочь в этом сможет отдельная отрасль клинической медицины - психиатрия. При помощи клинических анализов, сбора анамнеза, лабораторных исследований специалист данной области сможет поставить адекватный диагноз.

В психиатрии выделяют несколько основных категорий нарушения тактильного восприятия:

  • иллюзии;
  • аутотопогнозия;
  • тактильная агнозия;
  • галлюцинации.

Вышеперечисленные заболевания могут вызвать нарушение различных органов чувств. В рамках данной статьи рассмотрим подобные расстройства, связанные непосредственно с тактильными ощущениями и тактильным восприятием.

Мир иллюзий

Тактильные иллюзии связаны с осязательными ощущениями. Восприятие несовершенно, и порой человек может услышать звук, увидеть образ или почувствовать на себе необъяснимое прикосновение. В психологии считается вполне нормальным явлением, когда на фоне искаженного восприятия мозг человека выстраивает образы, которые не соответствуют реальности. Порой людям свойственно не заметить очевидных вещей или, напротив, создать видимость того, чего нет на самом деле. Поэтому иногда можно увидеть искажение объекта в воздухе, мираж и многое другое.

При данном нарушении больному кажется, что он имеет тактильный контакт с нереальными предметами и выдуманными объектами. Кроме этого, у человека может присутствовать ощущение инородного предмета внутри себя.

Избавляемся от иллюзий

Первым шагом на пути к излечению станет выявление основного заболевания, так как иллюзии могут быть побочным признаком более тяжелой болезни. Для этого в первую очередь необходимо обратиться к терапевту. С помощью медицинских анализов и обследования врач сможет поставить диагноз и, при необходимости, перенаправить к профильному специалисту. Например, если причиной иллюзий стали симптомы сифилиса, то больного направят к венерологу. В данном случае стоит обратить внимание на основную болезнь и начать лечение именно с нее. После того как она отступит, пройдут и тактильные иллюзии.

Но бывает, что данное расстройство имеет и психический характер. В этом случае стоит обратиться к психотерапевту или психиатру. Они помогут поставить или опровергнуть диагноз «шизофрения», «биполярное расстройство». В случае выявления специалистом определенного диагноза, с помощью медикаментозного лечения и определенной терапии он сможет помочь. В этой сфере подход к каждому пациенту сугубо индивидуален, поэтому заниматься самолечением категорически запрещено. Лекарства и рецепты, вычитанные на различных форумах в интернете или предложенные знакомыми, могут только усугубить положение.

В случае возникновения иллюзий у детей перед сном или после него стоит показаться к специалисту и при необходимости пройти лечение. Психиатр или психотерапевт, поработав с ребенком и его родителями, сможет выявить первопричину данного нарушения, после чего последуют несколько сеансов психотерапии, которые в последующем должны помочь малышу справиться с ложным восприятием реального мира.

Галлюцинация

Данное расстройство может вызвать нарушение зрительного, слухового и тактильного восприятия. Что касается тактильных галлюцинаций (их также называют осязательными), то они могут проявляться в виде сдавливания, ощущения прикосновений и уколов. Иногда это может выражаться в неприятных ощущениях под кожей, как будто в мышечной ткани роют ходы насекомые или другие крошечные существа.

Галлюцинации могут затрагивать как тело человека, так и внешний мир, который его окружает. Если видения происходят довольно часто и сопровождаются бредом, то в этом случае речь идет о галлюцинозе. Этому расстройству свойственно переходить в хроническое состояние, при котором больной может сохранять работоспособность, критическое отношение к своим ощущениям и упорядоченность поведения.

Галлюцинации, которые сопровождают наркотическое и алкогольное опьянение, лечатся специалистами в психиатрических клиниках или наркодиспансерах. Но данное лечение проводится только при отсутствии зависимости от алкоголя и наркотических средств. Именно в этом случае специалисты смогут помочь избавиться от страшных ощущений и видений.

Причины возникновения галлюцинаций

Учеными до сих пор не выявлены конкретные факторы, которые могут повлиять на возникновение галлюцинаций. Причины пока остаются полностью неизученными, но все же имеются предположения:

  • алкогольное и наркотическое опьянения могут нанести весомый ущерб не только физическому, но и психическому здоровью;
  • нарушение работы головного мозга;
  • тактильные галлюцинации могут быть вызваны шизофренией или энцефалитом;
  • побочное действие медикаментозного лечения;
  • нарушение органов чувств;
  • специалисты выявили еще один фактор, имеющий название "массовый психоз" - происходит это в том случае, когда абсолютно здоровый человек поддается массовому внушению.

Тактильная агнозия

Данное нарушение связано с поражением теменных отделов полушария мозга человека, что затормаживает тактильное восприятие информации. Тактильная агнозия включает в себя невозможность идентификации различных предметов в целом при сохранении восприятия его отдельных признаков. Например, при ощупывании любого предмета, вкладываемого в левую или правую руку больного, можно заметь явные затруднения.

При тактильной агнозии бывает затруднительно при ощупывании предмета определить его вес, величину, форму и материал, из которой он изготовлен. На сегодняшний день распространенным вариантом тактильной агнозии является дермоалексия. Она связана с поражением левой теменной области, для которой характерна невозможность восприятия различных символов (это могут быть буквы, цифры или знаки), которые “вычерчиваются” специалистом на руке больного.

Сущность тактильной агнозии заключается в нарушении распознавания различных объектов и прикосновений к ним. Существует несколько разновидностей этого расстройства:

  • пальцевая - при данном нарушении больной не ощущает свои пальцы;
  • соматоагнозия - нарушение распознавания частей тела и их расположения;
  • предметная - при этой разновидности тактильной агнозии человеку не удается на ощупь определять свойства предмета, такие как его форма, размеры, материал, несмотря на то, что зрительно больной может описать данный объект.

Аутотопагнозия

Следующее нарушение связано с неспособностью воспринимать местоположение различных частей тела, их расположения и взаимосвязи. Проще говоря, человеку с данным расстройством сложно понять, где находятся его уши или глаза и другие части тела.

Как правило, данное расстройство распространяется на туловище, лицо и верхние конечности. Существует два вида аутотопагнозии:

  • Больному свойственно игнорировать одну половину тела - во время движения человек просто не замечает и не пользуется той половиной тела. Также бывают случаи, когда у человека имеется ощущения, что она часть туловища просто отсутствует.
  • Второй вид заключается в неправильной оценке расположения различных частей тела. Например, когда больного просят показать, где находится его нос, он может указать совершенно на другую часть тела или упомянуть о его отсутствии. Люди с данным расстройством не могут найти свои части тела или считают, что они вовсе отсутствуют.

Диагностика

При развитии вышеперечисленных отклонений необходимо обратить к врачу, который в свою очередь постарается выявить полную картину заболевания и изучить анамнез. Допустим, если пациент совсем недавно перенес опухоль мозга, инсульт или другие различные травмы - это может стать существенным основанием для формирования данных расстройств. Поэтому лечащий врач должен учитывать все нюансы в процессе диагностики нарушений, после чего направить к специалистам узкого профиля для проверки состояния зрения, слуха. Также в процессе проверки нарушения тактильно-двигательного восприятия выполняются различные лабораторные тесты.

Профилактика

Вышеперечисленные нарушения осязательного восприятия не имеют определенных способов профилактики, но оградить себя от этого можно с помощью правильного образа жизни.

Во избежание таких нарушений, которые негативно влияют на тактильно-двигательное восприятие, специалисты советуют следующее:

  • в первую очередь откажитесь от вредных и пагубных привычек;
  • соблюдайте режим дня;
  • найдите хобби и занимайтесь как можно чаще любимыми делами;
  • высыпайтесь;
  • больше общайтесь с близкими и друзьями;
  • мечтайте и стройте планы.

Такие простые, на первый взгляд, советы помогут жить полной жизнью, где не останется места для мира иллюзий.

Лечение

После того как определена причина нарушения тактильного восприятия и направлены все усилия на лечение и устранение основной патологии, параллельно следует проводить психотерапевтические терапии, консультации у логопеда и нейропсихолога. Лечение может растянуться на долгие годы или же дать хороший результат уже в первые две недели, это сугубо индивидуальный аспект. Как правило, лечение данных нарушений начинается после того, как были приняты адекватные меры по устранению основного заболевания пациента. Бывают случаи, когда после полного излечения от основной болезни нарушенные функции восстанавливались без применения дополнительных мер коррекции.

Прогноз

При выявлении вышеперечисленных нарушений необходима коррекция тактильного восприятия. Пренебрегать лечением в данном случае не является целесообразным. Различного рода галлюцинации, агнозия, аутотопагнозия являются прогрессирующими заболеваниями, которые будут лишь ухудшать состояние человека. В этом случае прогноз будет неутешительным, поскольку больной не в силах отличить реальное от мнимого.

При отсутствии соответствующего лечения данные расстройства будут только прогрессировать, а сам человек станет еще более далеким от действительности, погружаясь в собственный мир. В подобных ситуациях не стоит заниматься самолечением и искать самостоятельно ответы на свои вопросы.

Как развивать тактильное восприятие у детей

Окружающий мир и самого себя мы познаем с помощью различных видов восприятия, таких как обоняние, осязание, вкус, слух и зрение. Не нужно быть психологом или физиологом, чтобы не заметить, какое огромное влияние на ребенка оказывает тактильное восприятие предметов. Прикосновение к матери, изучение игрушек и любых других деталей с помощью ручек, губ и даже ножек. Именно с помощью пальцев и ладошек маленький ребенок познает большой мир, что положительно влияет и на мыслительную деятельность. И чтобы помочь малышу в изучении окружающей среды, стоит поспособствовать в развитии тактильного восприятия.

Способность распознания предметов важна не только для детей, но и для взрослых. Особенно это важно, когда имеется нарушение зрения и у человека не остается вариантов, как учиться изучать мир с помощью органов осязания.

Предлагаем рассмотреть упражнения, которые способствуют развитию тактильного восприятия:

  1. Соберите как можно больше различных предметов, разных на ощупь: наждачную бумагу, бархат, мех, ленточки, ластики, бумагу, осколки камней, ракушки, кусочки металла и т. п. Касаясь этих предметов, обсудите вместе с ребенком, каков каждый из них на ощупь и что из нашей жизни он нам напоминает.
  2. Поместите разные вещи в сумку или в мешочек и попросите ребенка вытащить из него что-нибудь пушистое, гладкое или шершавое. Или же, вместо качеств данной вещицы, можно угадывать название самого предмета. Например, положите в мешочек ключи, игрушечную машинку, блокнотик, грецкий орех или карандаш. После чего предложите малышу достать определенный предмет.
  3. Разложите на полу различные предметы и попробуйте вместе с ребенком оголенными ступнями дотронуться до них. Это может быть все что угодно: мех, газета, коврик, картон, бархат, наждачная бумага, фасоль, рис, гречневая крупа, хлопчатобумажная ткань и многое другое. Если это возможно, выйдите на улицу и походите босиком. Ощутите соприкосновения ступней с песком, листьями, травой, деревом, кирпичами, асфальтом, гравием и землей. Сравните и обсудите полученные ощущения.
  4. Следующее упражнение проводится в присутствии двух детей. Суть заключается в следующем: предложите детям поговорить друг с другом без слов, используя при этом только прикосновения и жесты.

Мешочки с зерном

Такое упражнение подходит для детей старше 6 месяцев. Предварительно сшейте мешочки небольшого размера из льна, наполовину заполните их различным зерном и зашейте со всех сторон. Обычно делают четыре пары идентичных мешочков: по два с гречкой, рисом, пшеницей или фасолью и т. д. Можно сшить мешочки разных цветов. Задача ребенка заключается в том, чтобы суметь на ощупь подобрать мешочки с одним и тем же зерном.

Тактильная дорожка

Это задание предназначено для детей старше одного года. Смысл упражнения заключается в следующем:

  1. На полу необходимо расположить любой предмет. Это могут быть камушки или галька, солома, комочки бумаги, чистый песок, кусочки ткани, деревянные дощечки.
  2. После того как дети помыли и вытерли насухо ножки, им предлагают пройти по шершавой дорожке. Главное - это нужно делать не торопясь и стараться не сойти в сторону.

Данное упражнение не только станет приятным развлечением для малышей, но и тренировкой координации движения, концентрации внимания. Конечно же, эту дорожку можно соорудить во дворе и на улице. Собственно, даже делать-то ее специально не обязательно. Вместо этого просто разрешите ребенку как можно чаще бегать босиком по песку, травке, камешкам, влажной глине. Согласно исследованиям, центры тактильного восприятия в головном мозге находятся недалеко от центров речевого развития. В связи с этим тренировка ступней ног способствует скорейшему развитию речи ничуть не хуже, чем тренировка пальцев рук. То есть тактильное восприятие способствует развитию речи.

Стоит отметить, что осязание является первым чувством, которое начинает развиваться в эмбрионе. Развитие восприятия чувств у человека и соотношение их к развитию других чувств, таких как слух или зрение, стало предметом большого количества исследований. По мнению ученых, у новорожденных наблюдались большие проблемы с выживанием в том случае, если у них отсутствовало развитие чувство осязания, даже при наличии возможности видеть и слышать.

Не стоит недооценивать тактильное восприятие, ведь прикосновения играют огромную роль в жизни не только деток, но и взрослых. Они могут вызвать в организме выработку гормонов счастья и способствовать хорошему самочувствию.Тактильное восприятие одновременно воздействуют на сознание и физическую составляющую.