Причины конфликтов между родителями и детьми. Конфликты между родителями и детьми: причины и решения

  • Дата: 07.04.2024

Взаимоотношения родителей и детей всегда вызывали большой интерес у человечества, ведь семейные конфликты между родителями и детьми есть одна из причин социальных опасностей общества. В Ветхом Завете описываются отношения Ноя со своими сыновьями Симом, Хамом и Иафетом, от которых после всемирного потопа родилось все человеческое поколение. По библейской мифологии Хам был довольно невоспитанный и грубый. Выпив много вина, Ной опьянел и лежал обнаженным, Хам посмеялся над родительской наготой и хотел, чтобы так сделали его братья, но те отвернулись и прикрыли отца. То есть, мы видим хамское поведение и отношение к собственному отцу.

Таким образом существует два типа отношений взрослых детей к своим родителям пожилого возраста геронтофилия (отношение Сима и Иафета, то есть отношение с уважением и сыновней любовью), и геронтофобия (линия Хама, то есть неуважение и презрение). При рассмотрении отношений «отец — сын» и «мать — дочь» существуют такие понятия как комплекс Эдипа и Электры.

Это подсознательное соперничество сына с отцом и дочери с матерью, которое сохраняется на всю жизнь.

В мужчине до поздних лет бунтует тот же мальчик, который подавляет в себе все женское начало и стремится доказать, что он и его мать не единое целое.

Факторы приводящие к причинам конфликтного взаимодействия родителей и детей

Сама тема системы отношений «дети — старые родители» является достаточно интересной. Так должно быть, когда младшие начинают беспокоиться и опекать старших. Но в большинстве случаев люди в преклонном возрасте, смиряются со своим положением, а иногда теряют самостоятельность, и у них появляется комплекс нерешительности, страх что-то перепутать.
Весьма специфическими являются отношения родителей с детьми, которые не достигли совершеннолетия. Такие конфликты родителей с ребенком являются самыми распространенными в семейной жизни. Рассмотрим некоторые факторы, которые являются причинами конфликтного взаимодействия родителей и детей. К таким относятся:

  • тип внутрисемейных отношений;
  • неэффективность родительского отношения к ребенку;
  • возрастные кризисы у ребенка;
  • личностные различия родителей и детей;
  • неблагоприятное влияние других людей.

Тип внутрисемейных отношений

Выделяют гармоничный и дисгармоничный тип семейных отношений. Для гармоничных отношений характерно сотрудничество, взаимопомощь, равноправие всех участников семьи.

В гармоничной семье:

  • взрослые общаются с детьми товарищеским тоном;
  • корректно направляют его поведение, хвалят, выражая свои советы;
  • родители допускают дискуссии по поводу тех или иных событий, касающихся поступков и поведения ребенка;
  • родители, как правило, не подчеркивают свое руководящее положение.

Для такой семьи характерен демократический стиль воспитания ребенка такие родительские действия дают эффект понимания, принятия и понимания личности ребенка.

В дисгармоничной семье наблюдается:

  • конфликтное взаимодействие супругов;
  • напряженность;
  • невозможность найти достойного способа общения между родителями и детьми;
  • чувства и эмоции сторон во внимание не принимаются;
  • во взаимоотношениях сохраняется дистанция и еще больше усугубляют семейные конфликты родителей и детей

Такое поведение приводит к невротическим реакциям членов семьи, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Неэффективность родительского отношения к ребенку

Конфликтологи выделяют четыре причины неэффективности родительского отношения к ребенку:
педагогическая и психологическая несовместимость родителей (незнание родителями

  • психологических особенностей детей определенного возраста;
  • некритично усвоенные стереотипы воспитания детей (авторитарный базируется на запретах);
  • либеральный — делай, что хочешь – основная причина социальных опасностей общества;
  • личные проблемы и особенности родителей;
  • особенности общения с другими членами семьи.

Возрастные кризисы у ребенка

Возрастными кризисами у детей являются переходные периоды от одного этапа развития ребенка к другому. В такие кризисные периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными и агрессивными. Выделяют следующие возрастные кризисы у детей (Д. Эльконин доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии):

  • кризис первого года жизни;
  • кризис трех лет (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
  • кризис 6-7 лет (период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту);
  • кризис полового созревания (который считается периодом перехода от младшего школьного возраста до подросткового примерно 12-14 лет);
  • подростковый кризис (15-17 лет).

Личностные различия родителей и детей

К таким неблагоприятным особенностям родителей относятся:

  • холодность;
  • требовательность;
  • консерватизм;
  • чрезмерный рационализм;
  • недостаточность нежности;
  • повышенная тревожность;
  • злоупотребление вредными привычками.

К неблагоприятным личностным особенностям детей относят:

  • низкую успеваемость;
  • систематическое нарушения правил поведения;
  • упорное игнорирование рекомендаций родителей;
  • непослушание, упрямство, эгоцентризм, самоуверенность, лень.

Неблагоприятное влияние других весомых людей (кроме родителей)

Имеется ввиду негативное вмешательство в процесс воспитания ребенка дедушек и бабушек. Своевременное предупреждение семейных конфликтов зависит от всех членов семьи и, конечно, прежде всего от самой супружеской пары. Хотя иногда семейные конфликты и могут носить положительную направленность, но в целом их допускать не стоит.

По каждому конкретному случаю можно в литературе есть множество полезных советов. Приведу наиболее общие пути предупреждения семейных конфликтов:

  • формирование психолого — педагогической культуры у супружеской пары;
  • воспитание детей с учетом их индивидуально — психологических и возрастных особенностей, а также эмоционального состояния;
  • формирование семейных традиций, развитие взаимопомощи, взаимной ответственности, доверия и уважения;
  • формирование культуры общения.

Решение семейного конфликта может иметь несколько вариантов, а именно: достижение согласия и взаимовыгодного компромисса по спорным вопросам, убегание ребенка из семьи, лишение родительских прав, развод.
Данная разновидность конфликтов — одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако, она, в определенной степени, обойдена вниманием специалистов — психологов и педагогов. Почему-то проблема конфликта поколений, гораздо шире и активней разрабатывается социологами. Более чем в тысяче психолого — педагогических работ по проблеме конфликта, вряд ли наберется с десяток другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Эта проблема, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношениях, возрастных кризисов, влияния супружеских конфликтов на развитие детей и др. Но, реально, невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Это очень сложная и разноплановая тема, ведь даже в хорошо обеспеченных семьях в более чем в 30% случаях выявляются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями. И такая же цифра выявляется в неблагополучных семьях. На этих заключениях и должны строится основная задача общественной деятельности, как причина социальных опасностей общества, по правильному подходу к своевременному разрешению семейных конфликтов между родителями и детьми.

Если дорогой читатель имеет свою точку зрения, пожалуйста оставляйте комментарии. Если статья Вам понравилась или была полезна, поделитесь, пожалуйста, ею в социальных сетях:

Все родители с нетерпением ждут появления на свет своего малыша. Они стараются окружить его любовью и заботой, посвящают ему все свое время и вкладывают в него все то, что считают нужным. Между тем, через некоторое время, когда малыш подрастает, в семье неизбежно возникают конфликты.

Нередко такая ситуация ставит в ступор молодых родителей. Мама и папа не знают, как вести себя с подросшим отпрыском, и еще больше усугубляют ситуацию своими неправильными действиями. В данной статье мы расскажем вам, почему возникают конфликты в семье между родителями и детьми, и как их можно разрешить.

Причины конфликтов между родителями и детьми

Абсолютно все конфликты между самыми близкими людьми возникают из-за недопонимания. Маленький ребенок, едва достигнув 2-3 лет, начинает осознавать себя отдельной личностью и пытается всеми силами доказать, что он может сам принимать решения и выполнять определенные действия без помощи мамы. При этом получается у него это далеко не всегда, что часто вызывает негодование со стороны родителей.

В подростковом возрасте у детей возникает аналогичная проблема. Молодым людям и девушкам хочется как можно быстрее отделиться от родителей, которые до сих пор считают свое чадо маленьким ребенком. К тому же, мама и папа бывают чрезмерно увлечены своей работой и уделяют своему отпрыску недостаточное количество времени, что в дальнейшем также нередко выливается в семейные ссоры и скандалы.

Большинство профессиональных психологов выделяют следующие причины возникновения конфликтов между родителями и детьми:

  • возрастные особенности, или психологические кризисы;
  • недостаток внимания или со стороны родителей;
  • чрезмерная обеих сторон, нежелание выслушать собеседника;
  • непринятие мнения противоположной стороны;
  • несовпадение взглядов на жизнь, что становится особенно заметно в подростковом возрасте;
  • чрезмерная усталость родителей, «зацикливание» на работе и других делах, не связанных с жизнью ребенка.

Конечно, выйти из такой ситуации может быть очень непросто. Особенно в том случае, если кроме родителей и ребенка, в конфликте участвуют и другие лица, например, бабушки. Очень часто при таком положении вещей авторитет мамы и папы в глазах их сына или дочери значительно снижается, вследствие чего бывает невозможно достигнуть тех или иных воспитательных целей.

Несмотря на это, молодым родителям нужно стараться как можно быстрее урегулировать возникший конфликт. Для этого нужно оставаться максимально спокойными, научиться выслушивать своего ребенка и очень внимательно относиться к его жизненной позиции, взглядам и вкусам.

В тяжелых ситуациях, когда все попытки родителей наладить отношения со своим ребенком терпят крах, можно обратиться к профессиональному психологу, который поможет создать в семье благоприятный микроклимат и найти общий язык двум противоборствующим сторонам.

Кроме того, во всех случаях необходимо уделять особое внимание психопрофилактике конфликтов между родителями и детьми, поскольку любую ссору и недопонимание гораздо легче предотвратить, чем исправить в дальнейшем. Основными элементами данного направления являются следующие.

Как можно охарактеризовать конфликты между родителями и детьми?

В детско-родительских отношениях конфликты возникают довольно часто. Причинами могут выступать как общие условия, формирующие конфликтные взаимоотношения между людьми вообще, так и частные, которые оказывают непосредственное влияние на формирование детско-родительских отношений. Ко второй группе условий относятся так называемые психологические факторы, среди которых основными являются: тип внутрисемейных отношений; деструктивность семейного воспитания; детские возрастные кризисы; личностный фактор.

Тип внутрисемейных отношений. При гармоничных внутрисемейных отношениях существует подвижное равновесие, когда роль каждого члена семьи определена, понятна и психологически оформлена и закреплена. В таких отношениях все члены семьи способны к разрешению противоречий. При дисгармоничном типе внутрисемейных отношений супружеские отношения носят негативный конфликтный характер, у всех членов семьи высок уровень эмоционального напряжения, который может увеличиваться, способствуя формированию невротических реакций и симптомов, чувству постоянного беспокойства.

Деструктивность семейного воспитания . Характерными чертами такого типа воспитания являются: наличие разногласий между членами семьи относительно приемов и способов воспитания детей: непоследовательность и противоречивость воспитательного воздействия родителей и их поведения по отношению к детям преобладание системы запретов; гиперопека; предъявление завышенных требований к детям; использование в воспитании тактики угроз и принуждения.

Личностный фактор. Личностные особенности родителей могут спровоцировать возникновение и развитие конфликта с ребенком, среди таких особенностей личности родителей можно выделить: консервативное мышление; эмоциональную и когнитивную ригидность; склонность к вредным привычкам; авторитарность, безапелляционность суждений, косность взглядов и убеждений. Дети также могут иметь определенные личностные особенности, провоцирующие конфликтное взаимодействие с родителями. К таким особенностям относятся: нарушение правил поведения; низкая успеваемость; игнорирование, отказ принимать замечания, рекомендации родителей; непослушание; упрямство; эгоизм и эгоцентризм; излишняя самоуверенность; лень.

Таким образом, возникновение межличностного детско-родительского конфликта основано на совместных ошибках и недочетах как родителей, так и самих детей.

Как правило, наибольшие проблемы у родителей вызывают дети подросткового возраста. Конфликты родителей с подростками могут быть следующих типов: конфликт неустойчивости родительского отношения, возникающий на основе постоянной смены родителями критериев оценки ребенка; конфликт сверхзаботы, основами для которого являются гиперопека и сверхожидания родителей; конфликт неуважения прав на самостоятельность, возникающий из-за тотального родительского контроля; конфликт отцовского авторитета, когда возникает стремление добиться в конфликте своего любой ценой.

Конфликтные действия родителей могут вызывать следующие ответные реакции у детей: оппозицию, т.е. демонстративные действия негативного характера; отказ, неподчинение требованиям родителей; изоляцию, т.е. стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий.

Наиболее часто конфликты у родителей возникают, с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

  • ·конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
  • ·конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);
  • ·конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
  • ·конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего любой ценой);

Обычно подросток на притязания и конфликтные действия отвечает такими реакциями как:

  • ·реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
  • ·реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
  • ·реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, скрытие информации и действий);

Возникновение конфликтов в семьях, где дети достигли "трудного", переходного возраста, - явление достаточно распространённое. Мнения и желания подростков становятся всё более непохожими на мнения и желания взрослых, а стремление к независимости в ответ на попытки подчинения рождают открытое противостояние. С юношеским максимализмом всё и вся подвергается оценке и критике. И, тем не менее, многие родители не сомневаются в том, что их ребёнок, даже достигший совершеннолетия, должен беспрекословно им подчиняться.

Но каждому родителю придётся рано или поздно решить для себя проблему: стоит ли руководствоваться в общении с детьми сложившимися негативными стереотипами (неуважение к подростку, проявляющееся в высказываниях типа "не дорос ещё меня учить" или "пока живёшь с нами и ешь наш хлеб, будешь поступать так, как мы скажем"; отрицание самой возможности собственных ошибок - "я старше - значит умнее", "поживёшь с моё, тогда поговорим"). Ведь есть и другой путь - учесть опыт и знания специалистов, потрудиться, чтобы понять себя и ребёнка.

Если родители воспитали ребёнка покорным, не умеющим отстаивать своё мнение, то обычно их отношения бывают внешне спокойными, бесконфликтными. Правда, в такой ситуации ребёнок всё равно страдает: ведь вырастая, он так и не становится взрослым, не умеет быть ответственным за свои решения и поступки. В некоторых семьях подросток, сохраняя видимую покорность родителям, живёт своей, неизвестной им жизнью. Такие формально благополучные отношения могут привести к тому, что родители узнают об истинной жизни своего ребёнка от посторонних людей и слишком поздно. Если же ребёнок растёт достаточно самостоятельным, с выраженным чувством справедливости и стремлением к самоутверждению, то отношение родителей, настаивающих на подчинении, приводит к очень серьёзным конфликтам.

Как же научится разрешать конфликтные ситуации, связанные с расхождением мнений, интересов, желаний? Психологи выделяют разные варианты выхода из конфликтных ситуаций. Это может быть и уход от конфликта , когда обе стороны не стремятся к его разрешению, а делают вид, что всё в порядке. Это может быть подавление , когда одна сторона явно выигрывает, другая - проигрывает (например, подростка не пустили на дискотеку). Обратная сторона этого варианта - подчинение интересам другого (мать покупает дочери по первому требованию дорогие вещи в ущерб семейному бюджету). Лучшим же будет такое разрешение конфликтной ситуации, когда обе стороны удовлетворены её исходом, то есть проигравших нет, обе стороны выигрывают. Называется этот способ сотрудничество , и возможным оно становится лишь тогда, когда стороны взаимно учитывают интересы друг друга. Как это может выглядеть на практике и какие шаги рекомендуют предпринимать психологи? В качестве примера рассмотрим следующую знакомую многим родителям ситуацию: у подростка в комнате беспорядок, а родители настаивают на уборке. Возникает конфликт, так как интересы сторон находятся в противоречии. Интерес мамы: желание воспитать в ребёнке стремление к порядку и избавиться от чувства неловкости перед гостями. Интерес подростка: желание избежать неинтересного и неактуального занятия, убеждённость в том, что "и так всё нормально".

Конфликт между родителями и детьми снова приходит в нашу жизнь, уже в рамках семьи, выстроенной нашими же руками. Как разорвать этот порочный круг, прочно обосновавшийся в целой череде поколений? Как, наконец, самим избавиться от плохих состояний и перестать передавать их своим детям?

Конфликт родителей и детей способен лишить покоя любую семью и даже разрушить отношения на долгие годы. Ребенок, выросший в атмосфере постоянных конфликтов, становясь взрослым, нередко отдаляется от родителей. Получив, наконец, долгожданную свободу, он не стремится поддерживать отношения с родительской семьей, воспринимая ее как источник своих многолетних страданий. Как решать и даже предупреждать возникновение конфликтов и недопониманий между поколениями объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Через более глубокое понимание себя и причин поступков близких людей.

Как сбежать от себя самого

Увы, заложенные в детстве установки, становятся частью нас самих, нашей психики. Поэтому просто «сбежать» от проблемы, отдалившись от родителей, нам не удается. Мы продолжаем нести этот ущерб внутри себя, в собственной душе.

Сегодня, наверное, каждый слышал о том, что «все проблемы родом из детства». Действительно, приобретенные нами в детском возрасте психологические «травмы» и «якоря» в каком-то смысле не дают нам вырасти по-настоящему. Раскрыть и полностью реализовать свой потенциал способностей и талантов. Построить счастливые парные отношения и стать самим успешными родителями.

Так создается замкнутый круг. Конфликт между родителями и детьми снова приходит в нашу жизнь, уже в рамках семьи, выстроенной нашими же руками. Как разорвать этот порочный круг, прочно обосновавшийся в целой череде поколений? Как, наконец, самим избавиться от плохих состояний и перестать передавать их своим детям?

Начать с себя

Чтобы разобрать накопившуюся кучу взаимных претензий между представителями разных поколений, нужно найти некую первоначальную точку опоры. И легче всего найти ее внутри себя.

Почему у меня вот именно такой поступок мамы вызвал определенную реакцию (обиду, злость, гнев)? Почему в собственном ребенке меня раздражают определенные его особенности или привычки? Ответы на любые подобные вопросы лежат в устройстве человеческой психики.

Генетика – не «лженаука»? В кого вообще я такой?

Генетически, по наследству, мы можем получить от родителей только внешние признаки: цвет глаз или форму носа. Но психика каждого человека устроена по-своему. В ее основе, как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, лежат восемь векторов, или восемь базисных элементов психики.

Каждый из них задает человеку определенный набор врожденных особенностей, свойств и желаний. Набор векторов у каждого человека свой. И по свойствам своей психики мы можем кардинально отличаться от своих родителей, как и наши дети – от нас.

Все конфликты между родителями и детьми основаны, прежде всего, на отсутствии необходимых психологических знаний. Мы не знаем самих себя и не знаем собственных детей. Системное восприятие мира и людей вокруг помогает нам избавиться от этой психологической слепоты и, наконец, разглядеть себя и других такими, как мы есть на самом деле.


Родители и дети: конфликты векторов

Вот перед нами медлительный, неторопливый малыш. Сбитенький и крепкий, слегка косолапит. Он медленно возится, раскладывая по местам свои игрушки. Медленно одевается и собирается в садик. Чтобы тщательно завершить свои дела, этому малышу, обладающему, согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, требуется больше времени, чем остальным.

На пороге от нетерпения уже подпрыгивает его шустрая мама с . «Долго ты еще будешь возиться? Сколько можно? Мы из-за тебя опоздаем опять! Ну ты и тормоз у меня, неужели побыстрее собраться не можешь?»

Конечно, без системных знаний, кожной маме не понять своего малыша. Ее-то психика устроена с точностью до наоборот: она подвижная и ловкая, быстрая и активная. Ценит время, не терпит опозданий.

Ошибки обходятся дорого

Увы, но незнание законов устройства психики вовсе не освобождает нас от негативных последствий ошибочного воспитания.

Например, анальному ребенку от природы вовсе не случайно задана такая медлительность и тщательность. Это обладатель аналитического ума, для него важно, чтобы все было тщательно и «по полочкам». Он устремлен к достижению качества. Если давать такому ребенку достаточно времени, из него вырастет прекрасный ученый, аналитик, педагог, критик. А в школьном возрасте он непременно будет лучшим учеником в классе, ведь накапливать знания – его природное желание.

Когда анального ребенка обрывают и торопят, его психика неспособна развиваться адекватно. Негативные последствия в этом случае могут быть такими:

– упрямство и негативизм как в бытовых вопросах, так и в учебных

– запоры (как следствие того, что мама подгоняет, «срывает с горшка»)

– стремление не к конструктивной критике, а к тому, чтобы унизить и обесценить действия других людей

– агрессия и самоагрессия как физическая, так и вербальная

– заикание (в случае постоянного прерывания действий и речи ребенка, когда он пытается о чем-то рассказать)

– проблемы с пищеварением или нарушения сердечного ритма.

Семья – сложная система из разных людей

Это лишь один азбучный пример из системно-векторной психологии Юрия Бурлана, который наглядно демонстрирует последствия нашей психологической безграмотности. На самом деле в масштабе одной семьи ситуация намного сложнее.

Возникает не только родительский конфликт с ребенком. Отношения в паре тоже строятся на базе взаимного непонимания. Это приводит к тому, что наши дети растут в атмосфере ссор и бесконечных претензий.

Братьям и сестрам тоже редко удается научиться строить благоприятные отношения между собой: в этой ситуации конфликты между детьми практически неизбежны.


Преодолимый конфликт: дети и родители могут понять друг друга

Благодаря системному восприятию людей, мы становимся способны видеть друг друга такими, как мы есть.

Прежде всего, это дает нам возможность полностью пересмотреть свои собственные детские психотравмы, обиды на родителей, свои претензии к ним. Это имеет колоссальное значение.

Дело в том, что, как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, обычай почитать отца и мать возник в культуре и различных религиях далеко не случайно. От родителей мы принимаем саму жизнь как таковую. И когда в своем сердце мы отталкиваем родителей (возможно, они были несправедливы или даже жестоки к нам), то бессознательно, вместе с этим мы отвергаем и саму жизнь. Лишаем себя возможности проживать ее радостно и счастливо.

На тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана мы получаем осознание всех причин, почему наши родители проявляли себя тем или иным образом. Это помогает нам освободить свое сердце от претензий и обид в их адрес.

Это вовсе не значит, что вы примете в свой дом алкоголика-отца, который бросил вас в раннем детстве и не показывался в вашей жизни несколько десятков лет. Мы вправе защищать себя от реального ущерба, который несут другие люди, даже если это наши родители.

Но осознание причин их поступков, их мотивов помогает вам освободить себя от любых негативных последствий. Психика сбрасывает с себя тот непосильный груз, который тяжелым бременем отягощал вас долгие годы. И вы становитесь способны максимально реализоваться в жизни и получать от нее радость и наслаждение.

Быть счастливым – растить счастливых

С другой стороны, мы получаем возможность наконец-то ясным взором увидеть своих собственных детей. Детально осознать особенности их психики, получить оптимальную модель воспитания. Наши парные отношения тоже выходят на совершенно другой уровень взаимопонимания и душевной близости. Нивелируются внутрисемейные конфликты детей между собой.

Благодаря системному восприятию, семья получает полное оздоровление. Об этом свидетельствует , прошедших тренинг.

Стройте счастливые отношения между поколениями через обретение системного взгляда на мир. Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »
Управление конфликтами Шейнов Виктор Павлович

8.1. Причины конфликтов «родители – дети»

Семья, разумеется, далеко не единственная среда, где происходит формирование личности ребенка. И все же в отечественной психологии и педагогике сложилось убеждение, что даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей, непонимание ими детей и проистекающие из этого конфликты.

Рассмотрим факторы, наиболее часто являющиеся причиной конфликтного взаимодействия родителей и детей.

Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. Для гармоничных внутрисемейных отношений характерно сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния членов семьи, формирование семейного «мы», стимулирование развития индивидуальности. В такой семье взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и поощряют, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое руководящее положение. Для этой семьи характерен демократический стиль воспитания детей.

В дисгармоничной семье наблюдается конфликтное взаимодействие, отчуждение, напряженность, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжное нарушение психологического климата. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дистанция. Подобное приводит к невротическим реакциям членов семьи, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

А. Я. Варга выделяет четыре причины неэффективности родительского отношения к ребенку:

1) педагогическая и психологическая несовместимость родителя с ребенком, незнание родителями возрастных психологических особенностей детей;

2) отсутствие гибкости и следование сомнительным стереотипам в воспитании детей;

3) личные проблемы и особенности родителей (или одного родителя), которые они привносят в общение с ребенком (как правило, родители не видят связи между своими проблемами и трудностями в воспитании ребенка);

4) изъяны общения с другими членами семьи и родственниками, влияющие на ребенка.

Наиболее типичный случай – конфликтное общение родителей влияет на их отношение к ребенку.

К сказанному можно добавить также использование родителями таких деструктивных стилей родительского воспитания, как:

авторитарный (или автократический) стиль, который характеризуется стереотипностью оценок и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей детей, ригидностью установок, преобладанием дисциплинарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями, ведется строго и неприветливо, основывается на запретах;

либеральный (или попустительский) стиль, проявляющийся в отстраненности и отчуждении членов семьи друг от друга, безразличии к делам и чувствам другого. Во взаимоотношениях и общении реализуется принцип «делай что хочешь». В такой семье родители, как правило, безразличны к судьбе ребенка. Это может провоцировать развитие агрессивности и преступных наклонностей, что рано или поздно приведет к семейным конфликтам.

Выявлены основные типы семейных ситуаций, порождающих у детей острую неудовлетворенность своим существованием. Н. В. Гришина отмечает: «Возникает она, как правило, в так называемых “авторитарных семьях”, лишающих ребенка необходимой ему меры самостоятельности, а также в семьях с манипулятивным характером обращения родителей с ребенком. Результатом этого становится потребность ребенка в “бегстве из домашнего плена”». По мнению Д. Г. Трунова, «драматические ситуации, разыгрывающиеся в семье, в глубине своей скрывают межличностный конфликт, существующий уже давно и ожидающий своего разрешения» . То же самое можно сказать и о вариантах «ухода из семьи» вплоть до уличного беспризорничества, которое в условиях ослабления социального контроля принимает довольно распространенные формы и является показателем семейного неблагополучия и, в частности, неэффективной реализации взрослыми родительских функций. В поисках более детального описания отношений родителей с детьми можно обратиться к психотерапевтическому опыту, в частности к работам А. И. Захарова , специалиста по детским неврозам .

Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т. д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т. п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т. п.

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает следующими реакциями: оппозицией (демонстративными действиями негативного характера); отказом (неподчинением требованиям родителей); изоляцией (стремлением избежать нежелательных контактов с родителями, скрытностью в отношении с ними).

Конфликты могут являться результатом действий и родителей, и детей. Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

Родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями – это оптимальный тип отношений родителей и детей;

Скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

Поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

Поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

Родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия игнорировались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение) .

Пренебрежительное отношение к ребенку очень часто встречается в семьях с так называемой гипопротекцией. Это стиль воспитания, при котором ребенок находится на периферии внимания родителей и попадает в поле их зрения только тогда, когда случается что-то серьезное (болезнь, травма и т. п.). Родители не проявляют к ребенку никакого интереса и могут полностью игнорировать как его естественные (сон, еда), так психологические (любовь, нежность, забота) потребности.

Родители, исповедующие такой стиль воспитания, рассматривают ребенка как обузу, мешающую заниматься собственными делами. Поэтому ребенок в такой семье оказывается не только в эмоциональной изоляции, но и очень часто подвергается наказаниям, когда пытается все же тем или иным способом удовлетворить свои потребности .

Факторами повышенной конфликтности являются возрастные кризисы детей . Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Д. Б. Эльконин выделил следующие возрастные кризисы детей:

Кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

Кризис трех лет (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

Кризис 6–7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

Кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту – 12–14 лет);

Подростковый кризис 15–17 лет .

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста . Е. А. Соколова выделяет следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой) .

Л. Б. Филонов считает, что подросткам свойственно своеобразное поведение, ориентированное на «поиск пределов допустимого». Оно выражается в провоцировании, почти сознательном обострении отношений, на которое идет подросток, цель которого состоит «в своеобразном выведывании» реакции других людей на некоторые конкретные акты его поведения. «Он стремится соотнести ситуации общения с лицами, которые ему представляются “противодействующими”, и свое собственное поведение. В принципе, он ищет типы возражений, виды оценок, способы спора и т. д.» . В сущности, идет необходимый для нормального развития процесс овладения разнообразными формами социального взаимодействия. Явление «провоцирования» в общении детей со взрослыми может иметь и другой смысл. По мнению западных исследователей, «ребенок может “доставать” взрослого, пока у того не наступит реакция, например, в виде агрессивного эмоционального срыва, потому что это освобождает ребенка от боязни в проявлении собственных разрушительных чувств в действии» .

Т. В. Драгунова обращает внимание на то, что трудности перехода к новым формам отношений переживают обе стороны – как дети, так и взрослые. Часто они не готовы к расширению прав подростка в силу сохранения инерции «опекающих» отношений, а также в связи с сохраняющейся зависимостью детей от родителей и их реальной неспособностью к самостоятельным действиям и решениям .

«Бунтарское» поведение подростков, соответственно окрашивающее их отношения с родителями, само по себе может стать причиной осложнений и конфликтов в семье. Впрочем, далеко не все конфликты «отцов и детей» сводятся к этому.

Основной проблемой их взаимоотношений являются трудности передачи культурных норм и представлений от одного поколения к другому. Известно, что ускорение темпов социального развития приводит к углублению разрыва между поколениями, что в условиях нестабильности и резких социальных изменений делает «отцов и детей» представителями не просто разных культур, но и разных «миров». Попытки родителей реализовать свою позицию в этих условиях затруднены, а то и наталкиваются на прямое сопротивление детей.

Многим родителям, даже тем, кто считает, что этого делать нельзя, приходится наказывать своих детей. Однако психологи высказывают большие сомнения по поводу того, что наказания приносят эффект, если применяются для воспитания детей. Это всего лишь родительское заблуждение. Им кажется, будто бы, прибегая к наказаниям, они могут заставить детей повиноваться и исправиться. По существу же родители таким образом проявляют лишь свое нетерпение и гнев.

1. Очень часто наказание не исправляет поведение ребенка, а лишь преображает его. Один проступок заменяется другим. Но при этом он по-прежнему может остаться неправильным и еще более вредным для ребенка.

2. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отвергнутым и нередко начинает ревновать брата или сестру, а порой и родителей.

3. У наказанного ребенка может возникать враждебное чувство к родителям, и это порождает в его сознании чудовищную дилемму. С одной стороны, родители – это взрослые, восстание против них никак невозможно, с другой – он еще слишком зависит от них, чтобы извлекать пользу от своей вражды, не говоря уже о том, что он все-таки любит своих родителей. И едва в нем объединятся эти два чувства – любовь и ненависть, – как сразу же возникает конфликт.

4. Частые наказания так или иначе приводят к тому, что ребенок остается незрелым, инфантильным. Обычно его наказывают за какую-нибудь ребяческую проделку. Но желание достичь запретного не пропадает, и ребенок решает, что, пожалуй, не стоит от него отказываться, если можно расплатиться всего лишь наказанием. То есть он терпит наказание, чтобы расплатиться, очистить совесть и продолжать в том же духе – и так до бесконечности.

5. Наказание может помочь ребенку привлечь к себе внимание родителей. Хотя детям нужна прежде всего родительская любовь, они часто ищут даже такую жалкую ее имитацию, как простое внимание. Ведь порой гораздо легче привлечь внимание родителей, нарушая запреты, чем оставаться все время добрым и послушным.

В результате соответствующего воспитания и постоянных наказаний от любви к родным не остается ничего, кроме видимости или привычки. Но часто нет даже этого, и дети действуют против семьи. В жизни они играют роль людей, у которых не сложились отношения с людьми, и они видят в ближних нечто враждебное. Они все время начеку, чтобы кто-нибудь другой их не обманул. Очень часто от таких детей можно слышать, что они готовы “растерзать” своих родителей. Недоверие прокрадывается во все отношения. Из-за него все время усложняется совместная жизнь. У них также очень часто наблюдаются деструктивные наклонности. Трусливое коварство растет в них само по себе из-за их недостаточного доверия к самим себе и к окружающим» .

Одним из самых опасных явлений в отношениях между родителями и детьми является насилие. Как показано в многочисленных исследованиях, чаще всего в родительско-детских отношениях в роли агрессора выступает родитель, а дети – в роли жертв.

Риск насилия в отношении ребенка возрастает, если агрессор и жертва обладают определенными физическими, психологическими или поведенческими особенностями и способностями. В исследовании И. А. Фурманова выявлены эти особенности. Приведем их, следуя указанному автору:

«Личность агрессора (родителя) обладает следующими характеристиками:

Агрессивность, доминирование, импульсивность, ригидность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, депрессивность, низкая самооценка, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, замкнутость, подозрительность и нарушенные процессы самоидентификации;

Недовольство и негативное самоощущение, ощущение себя несчастным, недовольным своей семейной жизнью, негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка;

Отсутствие умений вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других;

Определенные психопатологические отклонения (невротичность, депрессивность, склонность к суицидам);

Алкоголизм и наркомания;

Проблемы со здоровьем (патологически протекающая беременность, прерванная беременность, тяжелые роды);

Эмоциональная невосприимчивость и умственная отсталость;

Неразвитость родительских навыков и чувств.

Личность жертвы (ребенка) отличают следующие характеристики:

Апатичность, замкнутость, равнодушие, чрезмерная зависимость, лживость;

Раздражительность, агрессивность, непокорность, непослушание, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез;

Грызение ногтей, ковыряние в носу, кривляние, манипулирование гениталиями;

Несамостоятельность, некоммуникабельность, отсутствие друзей;

Приобретенные увечья, низкий интеллект, нарушения здоровья (наследственные или хронические заболевания, в том числе и психические);

Особенности внешности, отличающие этих детей от других или тяжело переживаемые родителями, с которыми они никак не могут примириться (“ушастые”, “сутулые”, “кривоногие”, “толстые”).

Кроме того, это могут быть нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка, недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес, дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшим, дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.

Каждая из перечисленных выше особенностей или их комбинация увеличивают в семье дистресс и вероятность проявления насилия в отношении ребенка» .

Особую группу конфликтов составляют конфликты родителей со взрослыми детьми (имеется в виду с детьми, определившимися в жизни, имеющими профессию, а также семью, живущими с родителями вместе или раздельно).

Выделяют следующие сложности во взаимодействии родителей со взрослыми детьми:

Отсутствие контакта с детьми – непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей родительской ненужности, чуждости ребенку;

Неуважительное, резкое отношение к родителям, постоянные ссоры и конфликты по пустякам;

Тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны жить (с точки зрения родителей). Часто при этом родители воспринимают своих детей как несчастных, неудачливых, запутавшихся, одиноких (сын бросил институт, дочь сделала два аборта);

Проблемы, связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением детей (алкоголь, компьютерные или азартные игры и т. п.);

Конфликты по поводу «неправильного» воспитания внуков;

Сложности, возникающие из-за желания родителей давать советы и вмешиваться в личную жизнь своих детей, в том числе и семейную.

Родителям кажется вполне естественным давать советы, указания и принимать решения за детей. Вначале, так или иначе, ребенок полагается на родительские рекомендации и руководство. Но когда он вырастает, у него появляется потребность в самоутверждении и свободе выбора. Некоторые родители признают это с трудом. В результате сын (или дочь) может стать злым, раздражительным или замкнутым, когда он стремится получить больше свободы и ответственности, которую его родители не желают ему предоставить. Вот здесь-то и создается благодатная почва для специфического семейного конфликта, который американский психолог Дж. Г. Скотт назвала «ловушкой ответственности» . Это фактически приводящая к конфликту проблема чрезмерной ответственности родителей за своих детей, которая последними не только не разделяется, но, напротив, отвергается. Особенно острые и тяжелые формы приобретает такой конфликт, когда родители, утрачивая контроль над сыном или дочерью, замечают, что вместе с этим теряют в значимости и как личности, поскольку не сумели в достаточной степени проявить себя на работе или в иной жизненно важной сфере деятельности.

Е. М. Бабосов замечает: «Особенно болезненно сам процесс конфликта и его последствия переживаются взаимодействующими сторонами, когда в “ловушку ответственности” попадают родители, с одной стороны, и женатый сын (или замужняя дочь) вместе с супругом – с другой» .

Из книги Тайная книга для женщин, или Как управлять мужчиной автора Колесов Евгений

Родители и дети Что ж, люди остались такими же, как были… Вот только квартирный вопрос их испортил. Воланд Конфликт «отцов и детей», памятный нам по роману Тургенева, на самом деле вечен. И дело тут не в том, что «дети пошли нынче такие несносные», или «предки никогда ничего

автора Шейнов Виктор Павлович

Из книги Женщина плюс мужчина [Познать и покорить] автора Шейнов Виктор Павлович

Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

Причины конфликтов Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания.Таблица 2.1Классификация конфликтов Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях

Из книги Социальная психология. Интенсивный курс. автора Майерс Дэвид Дж

Глава 23. Причины конфликтов Есть фразы, которые на разных языках произносят руководители самых разных стран. Звучат они примерно так: «Намерения нашей страны - самые мирные. Однако мы крайне обеспокоены угрозой со стороны государств, которые испытывают все новые и новые

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Конфликт: участвовать или создавать... автора Козлов Владимир

Схема 5.1.2 Причины организационных конфликтов Среди конкретных причин организационных конфликтов обычно выделяют следующие.1. Неточность правил, регламентов как таковых, так как они разрабатываются людьми. Вносимые в регламенты субъективизм и ошибки способствуют их

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

22. Причины конфликтов Однажды журнал Tara опубликовал результаты исследования о самых частых причинах ссор между партнерами, лидирующие позиции в списке занимали следующие

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Причины межличностных конфликтов Их можно разделить на два вида – объективные и субъективные. В большинстве случаев межличностные конфликты порождаются объективными причинами, порой даже не осознаваемыми конфликтующими сторонами и их окружением. Однако, преломляясь

Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

Причины внутригрупповых конфликтов Наиболее типичной причиной возникновения конфликтов в группе является нарушение кем-то из ее членов групповых норм. Это противоречит интересам остальных членов, поэтому жестко пресекается.Следующей причиной, отвечающей именно

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

5.3. Причины внутриличностных конфликтов Возникновение любого внутриличностного конфликта обусловлено влиянием двух факторов, тесно связанных между собой: внешней среды и личностных психологических особенностей индивида. В основе любого конфликта, в том числе и

Из книги автора

6.2. Причины производственных конфликтов Знать, чтобы предвидеть В школе верховой езды не хвалят наездника, удержавшегося на вздыбившейся лошади, поскольку специалисты знают, что под хорошим наездником лошадь не встанет на дыбы. Так же и в руководстве людьми, наибольшей

Из книги автора

7.1. Причины супружеских конфликтов и их нейтрализация Специалисты по брачно-семейным отношениям, а также судьи, коим приходится иметь дело с разводящимися супругами, указывают причины конфликтов, с завидным постоянством называемые самыми различными

Из книги автора

Причины конфликтов учителей с учениками М. М. Рыбакова отметила, что «такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе».Приведем основные причины конфликтов, следуя этому автору: «малая

Из книги автора

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Причины конфликтов – важный компонент в вопросе урегулирования любого конфликта. Причины возникновения конфликта являются движущей силой развития и эскалации конфликта. Природа причин может иметь объективный или субъективный

Из книги автора

Другие причины конфликтов Конкуренция. Возможно, человек относится к вам как к конкуренту в продвижении по служебной лестнице, и поэтому он сознательно или бессознательно опасается кооперации с вами.Зависть. Человек завидует вашему положению в фирме или вашим