Понятие и сущность воспитания. Эволюция взглядов на воспитание в истории педагогической мысли

  • Дата: 12.03.2024

Изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. Понятие «воспитание» центральная категория в педагогике. В буквальном смысле «воспитание» — вскармливание, питание ребенка. Считают, что данный термин был введен в науку русским просветителем середины XVIII в. И.И. Бец-ким .

Вместе с тем на сегодняшний день в педагогической науке трудно найти понятие, которое имеет столько различных определений. Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления — социальный или пе-дагогический — представляется исследователю наиболее значимым.

Если рассматривать воспитание как общественное явле-ние, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрас-тающего поколения в жизнь общества, результатом которо-го выступает культурно-историческая преемственность по-колений.

Воспитание (в социальном смысле) - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшему с целью подготовки младшего поколения к жизни и производительному труду.

Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:

· это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

· воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизне-деятельности общества;

· на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкрет-но-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;

· воспитание подрастающих поколений осуществляет-ся за счет освоения ими социального опыта в процессе об-щения и деятельности;

· по мере того как взрослые осознают свои воспита-тельные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педаго-гически целенаправленными.

Таким образом, воспитание как общественное явление — это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как обще-ственное явление чаще всего рассматривают как синоним по-нятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организа-цию), как усвоение субъектом элементов культуры, соци-альных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.


1. Воспитание как педагогическое явление (в широком смысле) — это целена-правленный, системно организованный процесс, реализуе-мый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориенти-рованный на освоение личностью норм и правил поведе-ния, принятых в обществе.

2. Воспитание (в узком смысле) - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ребенка с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях.

Воспитанию как педагогическому явлению присущи оп-ределенные признаки:

1. Воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Это означает, что оно всегда имеет целью достижение определенного результата, кото-рый определяется позитивными изменениями, происходя-щими в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.

2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет характер воздействия педагога на вос-питанника. Цель этого воздействия — стимулирование по-зитивных изменений в его личности (освоение духовно-нравственных ценностей, формирование базовых культур и др.).

3. Важнейшим признаком воспитания является взаимо-действие воспитателя и воспитанника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе воспитания и определяет его субъектную позицию.

4. Воспитание как педагогическое явление — это процесс, предполагающий конкретные качественные и количествен-ные изменения личностей, с которыми взаимодействует вос-питатель. Исходя из этого, воспитание как педагогическое яв-ление принято называть воспитательным процессом, под которым понимается спланированная, долгосрочная, спе-циально организованная жизнедеятельность детей в усло-виях образовательного учреждения .

Таким образом, соотношение понятий «воспитание как общественное явление» и «воспитание как педагогическое явление» заключается в следующем: воспитание как педа-гогическое явление (воспитательный процесс) выступает составной частью (педагогическим компонентом) воспита-ния как общественного явления (социализации).

Сущность воспитания

Воспитание – это процесс формирования личности. Он объединяет обучение и воспитание в образовательном учреждении и в семье.

Воспитание ощущает на себе воздействие среды и социального окружения ребенка. Психологическая сущность воспитательного процесса представляется в переводе ребенка из одного состояния в другое. Результат воспитания - перевод внешнего опыта, знаний, ценностей, норм и правил в личностные убеждения, установки, поведение человека. Воспитание формирует психологическую структуру личности (рис.1).

Педагогическая трактовка процесса воспитания – организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями. В данном определении делается акцент на активную деятельность объекта воспитания. Это так называемый личностно-деятельный подход к воспитанию. Он широко распространен в отечественной теории воспитания.

Современная теория предполагает, что воспитание это не прямое воздействие, а в большей степени социальное взаимодействие между педагогом и воспитанником. Результат работы педагога выражается в качественных изменениях сознания и поведения ребенка.

  • взаимодействие,
  • сотрудничество,
  • воспитательные отношения,
  • педагогическая ситуация,
  • социальная ситуация развития.

На практике воспитывать, значит организовывать содержательную часть жизни и развивающую деятельность детей вместе с взрослыми. В таком взаимодействии у каждого свои роли, цели, взаимоотношения.

На воспитательный процесс оказывает влияние множество факторов:

  • семья,
  • школа,
  • микросреда,
  • общественные организации,
  • искусство и культура,
  • социально-экономическая ситуация и другие.

Такая многофакторность делает воспитание, с одной стороны богатым, легким, но и параллельно сложным. При большом количестве факторов, влияющих на процесс трудно им управлять, он подвержен стихийности и негативно действующим влияниям. Таким примером могут быть СМИ, которые носят полярный характер влияния на образование.

Назначение воспитания

В современной педагогике воспитание имеет множество задач:

  • формирование целостной и всесторонне развитой личности;
  • привитие социально адаптированных, культурных, общественно адекватных норм поведения и жизнедеятельности;
  • привитие нравственных и эстетических качеств человеку;
  • развитие воли, целеустремленности и эмоциональной устойчивости личности;
  • присоединение к научным, историческим, культурным ценностям и достижениям общества;
  • воспитание патриотической личности в соответствии с потребностями государства;
  • анагенез личных способностей, склонностей и потребностей человека в различных областях;
  • создание возможностей для реализации разных видов познавательной деятельности для расширения мировоззрения, роста уровня образованности и культурного опыта;
  • развитие способности адаптироваться к изменениям в социальной, политической и культурной жизни общества.

Особенности воспитания

Воспитание - это долговременный и непрерывный процесс, на более поздних этапах он должен перейти в стадию самовоспитания. Особенность воспитания состоит в отсроченности результата и его оценочной разницы. Очень много зависит от факторов, влияющих на личность воспитуемого и его внутренних ресурсов.

Задачи, стоящие перед воспитанием, могут быть эффективно решены только при понимании и решении содержательных вопросов воспитания. Содержание воспитания формируется из системы знаний и навыков, убеждений и личностных качеств, поведенческой составляющей, идеологических взглядов человека. Именно они являются целью воспитательного процесса.

Воспитательный процесс разносторонний и многоуровневый, он охватывает разные стороны жизнедеятельности и в зависимости от направленности обладает своим специфическим содержанием и особенностями.

Генерирование научного мировоззрения в своем содержании предполагает развитие взглядов и убеждений, которое возможно при наличии развитого мышления и целеустремленности. Мало просто дать человеку знания, следует воспитать в нем способность к дальнейшему анагенезу своего интеллекта, к анализу, рассуждению, исследованию.

Гражданское воспитание заключается в вырабатывании у гражданина патриотических чувств, культуру поведения в межнациональном социуме, уважения к своей стране и истории.

Нравственное воспитание находится во взаимосвязи с социализацией человека. В процессе реализации воспитания и социализации человек обучается правилам поведения в данном социуме и вырабатывает отношение к обществу, к людям, природе, культурным ценностям, обычаям и правилам, принятым в его социуме. Основа нравственного воспитания – гуманность. Это формирование в человеке сочувствия и понимания, отзывчивости и терпимости, уважения других людей в их выборе и особенностях. Примером нравственности должен выступать сам педагог по отношению к воспитанникам. Нравственное воспитание реализуется через коллективную деятельность, разбор и обсуждение проблем и сложных ситуаций. В процессе такого взаимодействия и дискуссии дети формируют личную нравственную позицию. Большая роль в процессе нравственного воспитания принадлежит идеалам.

Трудовое воспитание – основа советского общества, к сожалению, в сегодняшних реалиях отходит на задний план, как в образовательных учреждениях, так и в семье. В отсутствии трудового воспитания не формируется ответственность, мотивация к прикладному использованию теоретических знаний, трудолюбие.

Эстетическое воспитание призвано развивать творческое мышление, формировать духовные ценности. Оно способствует эмоционально воспринимать искусство и понимать его.

Воспитание физическое помогает развитию целостной и гармоничной личности, формирует положительное отношение к двигательной активности, учит соблюдать правила гигиены.

Организованный воспитательный процесс имеет прямую и обратную связь: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. В этой схеме очень важна обратная связь. Благодаря такому взаимодействию, можно правильно разработать план воспитания отдельной личности, подобрать эффективные методы работы.

Определить сущность предмета - значит найти и обозначить, что есть этот предмет среди ряда других, что отличает его от множества других и какой признак делает этот предмет тем, что он есть (этот признак называют сущностным). А так как любой предмет принадлежит одновременно разным группам, то, следовательно, необходимо предварительно очертить ракурс рассмотрения, позицию научно-теоретического взгляда, позволяющего осуществить задуманное раскрытие сущностных черт изучаемого предмета.

Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Например, создание сети учебных заведений составляет одно из проявлений воспитания как социального явления.

Если взглянуть на воспитание с точки зрения биологической, то мы обнаружим характеристику воспитания, несколько отличную от предыдущих: в царстве животных мать помогает детенышу приспособиться к жизни и успеть развить жизненно важные навыки, производит она это, подчиняясь сильнейшему заложенному природой инстинкту, реализация которого обеспечивает продолжительность рода; в действиях матери отсутствует целенаправленность, проистекающая из анализа социальной ситуации или ситуации жизни. Всем доступно наблюдать, как упражняет в хищнических навыках кошка своих детенышей, хотя при сегодняшнем положении кошек в домах она, вероятно, сама не поймала ни одной мышки. Воспитание в мире животных - это только начатки будущего челове-

ческого воспитания, основание пирамиды, которое выстраивало человечество на протяжении истории своего существования, все более осознавая великую роль усилий старших, направленных в адрес младших, вступающих в жизнь, и все более наделяя эти направленные усилия целью. Но и эти начатки обнаруживаются в человеческом существовании, достаточно проследить за поведением молодых женщин по отношению к малышам: всем им свойственна в тот или иной мере забота о маленьком ребенке.

Философ в процессе воспитания видит нечто иное. С философской точки зрения, воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия одного поколения с другим, осуществление передачи эстафеты жизни старшим поколением молодому, и в жизни как смене одного поколения другим воспитание предстает условием такой смены. Видеть в воспитании залог будущего - способность философского ума.

Психологическое же освещение воспитания имеет свое содержание, ибо психология отмечает в воспитании обращенность к способности юного человека отражать окружающий мир в сознании, и, с точки зрения психологической, воспитание может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать мир и взаимодействовать с миром.

Воспитание - элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической. Тогда этот процесс предстает перед нами как целенаправленная помощь ребенку в его вхождении в современную культуру, достижения которой складывались на протяжении длительных веков, а усвоение ее ребенок должен произвести за предельно короткие сроки.

Последнее, а именно предельно короткие сроки вхождения ребенка в контекст культуры породили воспитание как профессиональное явление - то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитательных учреждениях, наделенными обществом профессиональными полномочиями и несущими профессиональную ответственность перед обществом.

Воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования личности, так как только при условии полного соответствия профессиональной деятельности социально-психологической природе данного процесса возможен высокий профессиональный результат. Так, скажем, пирожник, приготовляя пирог, учитывает природные свойства имеющихся продуктов, а хороший столяр принимает во внимание природу древесины, прежде чем приступает к изготовлению продукции.

Личность - это человек в его социальных связях и взаимных социальных отношениях, это член общества, с одной стороны, подвергающийся воздействию среды, а с другой-сознательно выстраивающий свои отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. Мера осознанности различна у каждого человека, но личностью он становится постольку, поскольку функционирует как некая автономность в социуме и отдает себе отчет в своих отношениях.

Чтобы содействовать становлению личности, надо знать природу такого становления: как формируются социальные отношения ребенка? что выступает фактором такого формирования? каково этапное движение данного процесса? и как при формировании социально ценностных отношений ребенок приобретает свою индивидуальность?

Педагог не может не интересоваться этими вопросами, ибо ответ на них лежит в основании организуемой педагогом деятельности.

Своевольное выстраивание системы без опоры да объективную природу предмета неизбежно приводит к педагогическому фиаско.

Формирование личности не совершается в одном акте, а протекает процессуально, как движение, вызываемое причинами, проходящее свои этапы, имеющее свои темпы, свою историю. Это движение длительное. Оно существует, пока в личности происходят изменения. И по достижении зрелых лет формирование не приостанавливается, потому что изменяется социальная действительность, меняется и положение личности в обществе, а значит, его социальная роль претерпевает изменения, да и жизненный опыт вынуждает личность перестраивать что-то во взаимоотношениях с миром. Остановка формирования личности - гибель личности; ведь способ существования личности в ее взаимодействии с социальным миром, когда она общается с другими людьми, выражает свое мнение по поводу социальных событий, созидает матери-

альные или духовные ценности для общества, осмысливает ход истории, оценивает значимость тех или иных объектов для человеческой жизни. Только в социальной среде существует личность и в этой среде утверждает свое "Я".

Сначала человек осваивает мир. Один объект за другим попадает в зону его восприятия, находя в его сознании свое отражение. Предметное взаимодействие с объектами окружающего ребенка мира совершается через духовные усилия: ребенок воспринимает объект, распознает его назначение, проживает и переживает ситуацию событийного участия объекта в его личной жизни, производит обобщение объектов до явления жизни.

"...Вот стол, за которым едят; вот буфет, в котором Кристоф прячется, играя; вот пол из каменных плиток, по которому он ползает; на стенах обои - их узоры корчат ему рожицы... а там часы с болтливым маятником... кошка, стол, огонь в печке, пылинки, кружащиеся в солнечном луче. Комната - это целая страна... - все, что он - ценой таких усилий - научился распознавать и называть по имени, для того, чтобы подчинить себе", - так описывает момент становления личности Р. Роллан в романе "Жан-Кристоф".

Но в отражении реальной действительности решающую роль сыграет отношение окружающих ребенка людей. Через призму наблюдаемого поведения взрослых он выстраивает собственное отношение к объекту и представление о его ценности. Со временем, приобретя опыт и самостоятельность, человек станет осваивать неизвестное, но ориентация на поведенческую модель постоянно будет присутствовать в формировании личности в той или иной степени.

Девочка трех лет обращается к матери: "Всегда нужно улыбаться, когда приходят гости?" Причину такого вывода объясняет: "Когда к нам приходят гости, ты всегда улыбаешься".

Подросток дома один берет забытые отцом сигареты и закуривает, потом звонит товарищу и, воспроизводя отцовскую фразу, говорит: "Заходи - покурим". Инстинкт подражания усиливает действие этого исходного этапа формирования личности. Его влияние чрезвычайно сильное в раннем детстве, но не исчерпывает себя и в последующие годы. Природа, наделив человеческую особь инстинктом подражания, как бы побеспокоилась о выживании молодого человека, который через подражание взрослым легко, быстро и естественно входит в социум.

Заметим попутно: отчего так трудно идет усвоение норм этикета у школьников, несмотря на многочисленные уроки этикета в системе школьного образования? У школьника нет в повседневной жизни примера для подра-

жания, у него не было в раннем детстве, когда все осваивается легко и прочно, школы подражания взрослым, соблюдающим элементарный этикет.

Узкая среда ребенка дает скудные представления о мире и бедный поведенческий опыт, тогда палитра его поведенческого выбора однообразна и одноцветна. Дети далеких деревень, невзирая на широкую сеть телевизионной связи, являются живым примером влияния ограниченной и однообразной среды: они ортодоксальны, их шокирует необычное в человеке, они, как правило, осудительно относятся ко всему, что противоречит деревенским устоям. Первичные впечатления ребенка глубоки. Их стереть в дальнейшем почти невозможно, они всегда так или иначе проявляют себя и оказывают корректирующее воздействие на все последующие впечатления. Импринтинг (анг. "запечатление") свойственен, в первую очередь, животным, как открыл это австрийский биолог К. Лоренц, устанавливая факт следования утенка, только что вылупившегося из яйца, за первым движущимся существом или предметом, будь то зеленый ящик, утка-мать либо сам Конрад Лоренц. В книге "Кольцо царя Соломона" он описывает, как ему приходилось выводить утят на прогулку, в приседе и крякая, потому что именно его утята принимали за свою мать.

Импринтинг - тоже забота природы о нашей выживаемости, чтобы опыт жизни быстро и разом мог служить нам. Его действие довольно длительно, и еще в 6-8 лет дети досаждают нам своей ортодоксальностью и пунктуальностью, требуя делать именно так, как им довелось увидеть в первый раз ("Надо сюда- он здесь должен лежать"... "Ты неправильно делаешь, нам показывали вот так..."). Затем его влияние угасает, но не исчезает навсегда. Его присутствие порой нам мешает: мы никак не можем избавиться от первичного впечатления от человека, хотя давно уже изменили вроде бы мнение о нем.

Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды.

Воспитывающая среда - в отличие от среды формирующей - это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

Содержанием среды как фактора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение - совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка. Педагог, профессионально использующий объективное влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую - тем самым и создавая воспитывающую среду. Иногда такой перевод осуществляется путем специального наблюдения ("Посмотрите, как красивы..."), иногда такой перевод достигается путем оценки - реплики ("Мне не очень приятно видеть..."), иногда учитель совершает перевод через подчеркивание достоинств происходящего ("Теперь мы убедились"), часто он производится в ходе беседы с детьми об увиденном.

Педагог, не учитывающий влияния окружающей среды реальности, закрывающий глаза или ©тторгающий даже возможность такого влияния или же пассивно констатирующий случайный характер факторных средовых влияний на ребенка, предоставляет случаю, стихии, обстоятельствам определять становление личности - тем самым неизбежно отказывается от воспитания.

Школьный двор, интерьер помещения, расположение вещей и предметов в школьном доме, костюмы всех жителей школьного дома, поведенческие традиции в школе, события школьной жизни, система научных знаний, поступающая к ученику для осмысления, и, в итоге, психологический климат школы - вот основные слагаемые воспитывающей среды как фактора личностного развития школьника. Аналогичны слагаемые воспитывающей среды детского сада, семьи, училища, спортшколы и других воспитательных учреждений.

Воспитание - это организованная педагогом среда, выступающая фактором социального развития ребенка в силу того, что она разворачивает перед ним образ жизни на уровне высокой культуры, позволяя осваивать все достижения культуры и естественно входить в контекст современной ребенку культуры.

Однако воспитанник в отношении к среде не выступает неким "желтком" в "яйце". Окружающая действительность становится фактором личностного формирования при условии активного взаимодействия личности с этой действительностью. Мир познается, осваивается, усваи-

вается и, в конце концов, присваивается1 личностью только в ходе деятельности этой личности.

Объект открывается субъекту лишь во время взаимодействия субъекта с объектом. На реку смотрят, около реки сидят, реку слушают, по реке плавают, в реке купаются, рекой любуются - тогда она становится частью души человека, он любит реку как явление жизни, волнуется за нее, приостанавливает все, что грозит ее гибели. Книги читают, их обсуждают, над книгами плачут, в книгах ищут ответ на вопросы жизни -тогда она войдет в ценностный мир личности.

Деятельность - тоже фактор развития личности. Правда, его роль несколько иная, чем роль фактора среды.

Если среда создает образ мира и образ жизни, окружая ребенка "материалом" для развития, служит, скорее, предпосылкой социального развития, то деятельность - само тело развития личности, субстанция процесса развития, его материализованный путь: ходя - научаются ходить, рисуя - приобретают умение рисовать; проявляя нежность - становятся нежными; сопротивляясь трудностям - обретают мужество. Развитие - нравственное, эстетическое, политическое, гигиеническое, трудовое, интеллектуальное, психическое - это всегда новообразования в личностной структуре, которые родились в процессе деятельности, целенаправленной активности личности, направленной на какой-либо объект: глина, камень, зерно, краски, звуки, иголка, стихи, спектакль, одежда, скульптура... или другой человек.

Ребенок, родившийся в благоприятной среде, но, обделенный активным взаимодействием с этой средой, не получает в данной среде соответствующего развития, ибо не осваивает, не усваивает и не присваивает достижений культуры, хотя растет рядом с этими достижениями.

Деятельность - активная форма отношения субъекта к объекту: в познавательной - постигается, открывается, изучается истина; в трудовой - созидаются, сохраняются, совершенствуются материальные.ценности; в художественной -воспринимается, интерпретируется, созидается, воссоздается, транслируется художественный образ; в физкультурной -укрепляется, совершенствуется человеческое тело; в общественной - декларируются, пропагандируются распростра-

1 Педагогический термин "присвоение" как социально-психологическое образование в личностной структуре не путать с обыденным пониманием его как "приобретение", "завладение". 382

няются социально - ценностные идеи. Если объектом действительности выступает другой субъект, то данную деятельность называют общением, а форму ее выстраивания -поведением.

Названные виды деятельности, помимо общения, всегда имеют результатом своим непосредственный продукт: выученные стихи, пропетая песня, вымытый пол, сшитое платье, взятая высота, прочитанный доклад, написанная статья. Поэтому эти виды деятельности принято называть предметной деятельностью. Общению не сопутствуют предметный результат. (Некоторые педагоги исключают общение из разряда деятельности именно в силу непредметности общения, присовокупляя таким образом к "деятельности" "общение"). Ценность общения в самом общении, в том исключительном удовлетворении, которое доставляет взаимное транслирование "Я" двух субъектов: обменяться улыбками, высказать мнение, выслушать впечатление другого, обнаружить несходство взглядов, проявить любовь и принять любовь. Общение наличествует там, где присутствует два "Я" как минимум и где происходит свободное взаимное транслирование этих разных "Я". Но нет общения там, где одно "Я" подавляет другое, выявляет свое мнение, свои переживания, утверждает свою волю в ущерб личности другого субъекта.

Иногда, чтобы подчеркнуть, что в общении один человек не видит в другом субъекта, говорят о "субъектно-объектных" отношениях, противопоставляя их желательным "субъектно-субъектным" отношениям.

При всей распространенности данных терминов, следует отметить их некорректность: отношение - это всегда связь "субъект - объект", даже если этот объект является субъектом. Общение можно было бы определить как взаимодействие субъекта с другим субъектом, который, конечно же, не перестает оставаться объектом, воспринимаемым другим субъектом. Но как только один из субъектов перестает видеть в другом субъекта, общение преобразуется во взаимодействие.

Папа, у меня болит голова,- жалуется сын.

У тебя болит голова? Это у меня от вас болит голова! - пре секает общение отец, ограничивая восприятие членов семьи как объектов, расположенных во вне.

Светлана! - зовет мать. Девочка-подросток, не поворачивая головы, бормочет: "А я сижу и как будто не слышу!" Тут мы видим,

как общение нарушается по воле ребенка, он переводит его в рус предметного взаимодействия.

Общение - особый вид деятельности, оно сопровождает все разновидности ее, оно пронизывает самое деятельность прямо или опосредованно (читая книгу, мы общаемся с" автором ее; слушая музыку, выходим на общение с композитором, который нам транслирует свое "Я"). Поэтому, если педагогу не удается правильно наладить общение с детьми, то крайне редко предметная деятельность окажется плодотворной.

Великая роль общения, в котором и педагог, и воспитанник играют роль субъектов, создает иллюзорное представление о том, что ребенок выступает субъектом воспитательного процесса. И часто можно встретить педагогов, уверенных, что ребенок, наряду с педагогом, является субъектом воспитания.

Субъектность ребенка ограничивается его деятельностью - он субъект собственной деятельности, не процесса воспитания. Он и не способен стать субъектом воспитания, ибо не может ставить цели и вырабатывать стратегию и тактику воспитательного процесса.

Субъект воспитания-это всегда педагог-профессионал либо взрослый, осознанно и целенаправленно способствующий вхождению ребенка в контекст культуры.

Присутствие обшения в воспитании придает этому процессу одну преудивительную особенность. Отметим ее.

Простая и ясная картина воспитательного процесса, представленная на уровне теоретическом, совсем иначе выглядит на практике, где воспитание, выстраивамое на психологической и этической базе общения, вдруг превращается в дело сложное, запутанное, противоречивое, а главное, тонкое, как искусство.

Приближенность к искусству покрывает профессиональную деятельность педагога флером таинственности, а самих педагогов зачастую преобразует в восприятии детей и родителей в магов и чудодеев.

Однако нет ничего таинственного в том, что одно и то же, сделанное разными педагогами, производит различные воздействия и имеет различные воспитательные следствия. Нет ничего таинственного и в том, что одного педагога дети "слушаются" и легко, без принуждения выполняют социально нормативное и необходимое для их человеческого достойного существования, а другого педагога дети "не

слушаются", ведут себя дико, необузданно и открыто сопротивляются попытке педагога вести их к высотам культуры.

Взаимоотношения ребенка с миром опосредованы личными взаимоотношениями педагога и ребенка. В воспитательном процессе участвуют два субъекта, и, хотя один из этих субъектов мал и неопытен, необразован и недостаточно развит, а другой обучен, развит, опытен и мудр, оба субъекта автономны и обладают своим внутренним миром, неповторимым в другом и уникальным. Каждый из субъектов - уникальность. Их взаимоотношения -сложная сторона воспитания. Ход развития этих взаимоотношений, безусловно, определяется педагогом, а не воспитанником, так как педагог психологически подготовлен (или должен быть способным) придавать общению наиболее благоприятный для воспитания ученика характер. Необходимость тонкого "прикосновения" к личности и прячет в себе черты педагогического искусства.

Деятельность выступает фактором развития личности ребенка благодаря тому, что в ходе активного взаимодействия с окружающей реальностью ребенок усваивает мир, научаясь с ним взаимодействовать на уровне культуры (например, не разрушает, а созидает или не только потребляет, но и приумножает). Если среда как фактор предоставляла образ мира, то деятельность в качестве фактора развития позволяет проникнуть в глубь данного образа, понять сущность явлений, оценить их с позиции человеческой жизни.

Воспитание - это всегда организованная деятельность ребенка, вовлекающая его в активное взаимодействие с современной ему культурой, тем самым жизнь ребенка наполняется культурным содержанием.

В процессе взаимодействия с реальностью появляется возможность осознавать себя в этой реальности. Однако биологический механизм развития предполагает такую возможность, но не обеспечивает ее безусловно. Способность быть субъектом потенциальна. Чтобы она стала актуальной, необходима помощь педагога в осмыслении мира вне и мира в человеке. Если проследить за поведением взрослых, плохо отдающих себе отчет в течение своей жизни, не имеющих собственных убеждений, то легко постигаешь разницу между актуальным и потенциальным в человеке.

Осмысление своею "Я" в мире, а значит, и мира в себе (отраженного в сознании) - третий фактор, способствующий вхождению ребенка в культуру общества в тот ее исторический период, который застало детство. Осмысление подымает ребенка на принципиально иной уровень жизни. Он не просто "знает" этот мир - он знает, что знает это мир. Он не просто умеет взаимодействовать с миром на уровне культуры - он знает, как, зачем и почему он избирает культурные формы взаимодействия. Он не просто живет, вмонтированный актом рождения в культуру, - он сам становится носителем культуры и творцом ее ежедневно и ежечасно.

Центральным моментом осмысления является постижение ценности объекта мира - значимости его для человеческой жизни. Ценностное отношение к действительности, окружающей ребенка, в корне преобразует его поведение, ибо в поведении ребенок выстраивает отношение к тому, что ценностно для него или для всех людей, и тогда ему не нужны напоминания о правилах поведения и излишен становится контроль за поведением, так как ценностное отношение диктует поведение. Правила и контроль лишь помогают справиться с импульсивностью, неопытностью, неумением регулировать свои действия.

Таким образом, структурно воспитание выстраивается как совокупность трех сущностных элементов, наличие которых и гармоническое соответствие обусловливают результативность воспитания.

Необходимо предотвратить ложное прямолинейное понимание этих элементов как слагаемых простой суммы. Их взаимоотношения гораздо сложнее: в предоставленной ребенку среде разворачивается его деятельность, и в процессе активного взаимодействия с окружающим миром протекает осмысление и среды, и деятельности, и себя как некоего "Я", обладающего внутренним автономным миром.

Теоретическая модель воспитательного процесса, представленная таким образом, прямым порядком не влияет на профессиональную работу педагога. Она лишь определяет его общую позицию в организации работы с детьми, выстраивая в соответствующей логике его педагогическое мышление. Теоретическая модель воспитания и нужна для анализа, стратегии, оценки профессиональной работы.

Профессиональное теоретическое мышление педагога -возможность аналитически рассматривать процесс как системное явление в его отношении к общечеловеческой культуре. Данная возможность профессионала опосредованно влияет на организацию каждодневной педагогической работы с детьми. Теоретический уровень мышления педагога позволяет широко охватить реальность жизни воспитанников, выявляя в ней то, что служит либо должно служить фактором развития личности.

Непосредственная работа с детьми, которую можно наблюдать, - это иной уровень профессионализма педагога, его методическая подготовка. Она складывается, прежде всего, из умений организовать каждодневную разнообразную деятельность детей, а вернее, совместную деятельность с детьми. Чтобы овладеть методическим уровнем, педагог вынужден научиться извлекать из источников культуры (иногда их называют аккумуляторами культуры), -таких, как наука, мораль, искусство, техника, персоналии выдающихся личностей, - все богатство достижений человечества, материальных и духовных.

Методическая сторона педагогической деятельности часто затмевает теоретическую, и профессиональные усилия направляются больше на отыскание содержания, средств и форм деятельности детей, забывая, что общая картина воспитательного процесса (модель) непременно должна соответствовать закономерности объективного мира. Высокий воспитательный эффект получают те педагоги, которым удается работать на теоретическом и методическом уровнях.

Если произвести одномоментный срез воспитательного процесса, то есть зафиксировать ситуацию, эпизод, коллизию, реакцию, то воспитание предстанет перед нами в некотором другом обличий: как воздействие педагога на воспитанника и их дальнейшее взаимодействие, обусловленное педагогическим воздействием. С этой точки зрения, воспитание есть такое педагогическое воздействие, которое наилучшим образом вовлекает ребенка во взаимодействие с миром на уровне современной культуры. Но такая точка зрения обозначает иной уровень профессиональной работы педагога - а именно, технологический, подразумевающий искусство воздействия одного субъекта на другого субъекта.

Специфические черты воспитания, уподобляющие воспитание искусству, рождаются кратким моментом "прикосновения" к личности ребенка. Технология такого прикосновения складывается из мимических, пластических, интонационных, лексических умений педагога, его темпо-ритма, реактивности, чувства меры, адекватного восприятия ребенка и других операционных умений. Система такого рода умений получила название "педагогической технологии" и, при всей неудачности обозначения, имеет сегодня общее признание1.

Педагогическая технология приближает работу педагога с детьми к работе артиста, не в том смысле, что педагог перевоплощается в другое лицо, лицемерит, изображает такого человека, каковым не является, в в том смысле, что он ярко, выпукло, пленительно выражает свое "Я", и оно, это личностное "Я" становится доступно ребенку для восприятия и понимания. И личностное воздействие следует тоже выстраивать психологически тонко, учитывая природу психического состояния. И необходимо уметь "считывать" психическое состояние с внешнего вида ребенке на каждый данный момент: "прочитывать" его позу, пластику, мимику, речевые характеристики, темпо-ритм движений.

Бесспорно, сопоставляя воспитание с другими социальными явлениями, можно отметить целый ряд удивительных особенностей воспитательного процесса, однако именно субъект-субъектные отношения педагога и ребенка придают воспитательному процессу черту, объединяющую воспитание и искусство, а решающая роль педагогической технологии диктует педагогу-профессионалу наряду с теоретической, методической профессиональной подготовкой овладевать искусством общения человека с человеком.

Воспитание в педагогическом процессе. Закономерности и принципы воспитания.

1. Сущность процесса воспитания.

2.Закономерности воспитания.

3.Принципы воспитания и их характеристика.

Литература:

1. Актуальные проблемы педагогики: Курс лекций /БГПУ им.акад.И. Г.Петровского; Под ред. А.Н. Прядехо, С.Ф. Петрушкина, Н.А. Асташевой. -М.:Изд-во ГПУ, 1998. - 256 с.

2. Бордовская Н.В.,Реан А.А. Педагогика:Учеб.для вузов.:Питер,2000.-304 с.

3. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие пед. спец. вузов. -Ростов н/Д:Март,2002.-320 с.

4. Педагогика: Учеб. для пед. учеб. Заведений /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Пед.общество России, 2002.-608 с.

5. Педагогика:Учеб.пособие для пед.вузов/В.А.Сластенин,И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.-4-е изд.-М.:Школьная Пресса, 2002.-512

6. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для пед. спец. вузов: В 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания.-М.: Владос, 2003.-256с.

7. Психология и педагогика: Учеб. Пособие /Под ред. А.А. Радугина. -2-е изд., испр. и доп. -М: Центр, 2003. -256 с.

8. Реан А.А. Психология и педагогика: Учеб. для вузов /А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. -СПб.: Питер, 2001. -432с.

9. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов по непед. спец. /В.А.Сластенин, В.П.Каширин; Междунар. акад. наук пед. образования. -М.: Академия, 2001. -480с.

10. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для пед. спец. вузов.-7-е изд.-Мн.: Университетское, 2002. -560 с.

Сущность процесса воспитания.

Воспитание- это педагогическое управление процессом развития личности.

Воспитание- это целенаправленный систематический процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на решение конкретных педагогических задач.

Воспитание –специально-организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая через взаимодействие педагогов и воспитанников.

Особенности воспитательного процесса:

  1. Целенаправленность – предвосхищение результата.
  2. Двусторонность, наличие объектно-субъектных или субъектно-субъектных отношений
  3. Целостность воспитания – комплексное воздействие на развитие личности.
  4. Многофакторность – учет различных факторов, воздействующих на развитие личности.
  5. Длительность. Воспитание продолжается всю жизнь.
  6. Малозаметность результатов воспитания.
  7. Устремленность в будущее.
  8. Противоречивость. Противоречия являются движущей силой процесса воспитания. К ним относятся:

Противоречие между общепринятыми нормами и правилами поведения людей в обществе и реальным уровнем поведения личности;

Между задатками ребенка и уровнем его развития;


Между стремлением личности участвовать в общественной жизни и недостатком опыта..

Воспитание имеет естественно-научную основу .И.М.Сеченов, И.П.Павлов создали учение об условно-рефлекторной природе психики и поведения человека, согласно которой у человека в течение жизни формируются условные рефлексы, вырабатываются определенные стереотипы поведения, которые определяют характер человека. «Посеешь привычку – пожнешь характер». Стереотипы поведения можно сознательно целенаправленно вырабатывать, на что указывал К.Д.Ушинский.

Воспитание возникает в человеческом обществе и носит конкретно-исторический характер:

Зависит от уровня развития общества;

От системы общественных отношений;

От господствующей идеологии.

Воспитание носит социально выраженный характер , различные группы людей по-разному решают проблемы воспитательного процесса.

Немецкий педагог В.Ф. Крон выделяет шесть подходов к воспитанию : (Федорова О.Д. Основы педагогики с позиций западноевропейского теретика. Советская педагогика.1991.№10.)

Воспитание как своеобразное принуждение (Платон)

Воспитание как помощь ребенку в жизни (Песталоцци)

Воспитание как создание условий для свободного развития ребенка (Руссо)

Воспитание как управление и надзор (Гербарт)

Воспитание как руководство со стороны взрослых и опытных людей;

Воспитание как выработка заданных норм (бихевиоризм- поведение)

Т.О. в истории образования прослеживается противопоставление гуманистического воспитания авторитарному.

Основные компоненты воспитательного процесса:

1.Целевой – определение целей воспитания. Цель воспитания определяет весь ход педагогической деятельности, т.к. она содержит идеальное представление о результате воспитательного процесса. Идея о всестороннем и гармоническом развитии личности.

В современной России провозглашается концепция личностно-ориентированного гуманистического воспитания в духе любви и свободы. Но цельной концепции воспитании в России в настоящее время не существует. Содержанием воспитания на сегодня является привитие базовой культуры личности: системы норм, убеждений, ценностей, поведения. Содержание воспитания включает следующие направления:

Формирование научного мировоззрения- система взглядов и убеждений, которые определяют направленность деятельности человека.

Нравственное воспитание – формирование нравственного сознания, нравственных чувств, поведения.

Гражданское воспитание –формирование политической, правовой культуры, патриотизма, культуры межнациональных отношений.

Трудовое воспитание – привитие уважения к труду и людям труда.

Эстетическое воспитание- привитие чувства прекрасного, формирование вкуса через эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.

Физическое воспитание-организация оздоровительной деятельности, направленных на развитие физических качеств и укрепление здоровья. Валеология.

Половое воспитание – формирование полового поведения, отвечающего нормам общества и подготовки к семейной жизни.

3. Операционно-деятельностный – организация и взаимодействие участников процесса.

4. Оценочно- результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания.

Воспитание - овладение человеком всей совокупностью общественного опыта: знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Цель воспитания – заранее прогнозируемые результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни в их личном развитии и формировании, которых стремятся достичь в процессе воспитательной работы.

Сущность воспитания состоит в том, какого человека мы хотим сформировать на данном историческом этапе.

Основная задача современного воспитания - формирование всесторонне развитой и гармоничной личности:
1. физическое воспитание (основная цель – укрепление сил и здоровья);
2. умственное воспитание, которое включает в себя овладение знаниями, совершенствование мышления, памяти, сообразительности и т.д.
3. техническое воспитание, включающее в себя приобщение к современным достижениям науки и техники.
4. духовное воспитание (искусство, литература, живопись);
5. нравственное воспитание и развитие:
- гражданское,
- национальное.
6. воспитание экологической сознательности;
7. волеологическое воспитание (наука о здоровье, здоровом питании; воспитание здорового образа жизни, начиная от здорового питания, заканчивая профилактикой вредных привычек).

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

Система общих методов воспитания:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Вопрос 60.Воспитание в широком и узком смысле, общие закономерности воспитания.

Большое значение для осмысления сущности воспитания как педагогического процесса имеет уяснение тех специфических способов, с помощью которых личность овладевает различными компонентами общественного опыта. Даже не слишком сведущему в педагогике человеку нетрудно понять, что для овладения знаниями, практическими умениями и навыками, а также способами творческой деятельности учащегося нужно включать в активную учебно-познавательную деятельность и специально обучать его.
Иную специфику имеет формирование у личности социальных и духовных отношений. Дело в том, что в процессе обучения учащиеся главным образом овладевают знаниями о характере и сущности этих отношений (знание моральных правил, идеологических, политических, эстетических и других идей). Но отношения как личностный феномен, кроме знаний, включают в себя сложнейший комплекс потребностей, чувств, взглядов, убеждений и привычек поведения, и сформировать их только с помощью обучения невозможно. Здесь требуется специфическая и разнообразная воспитательная работа, направленная на выработку и формирование всех этих внутренних компонентов личностных отношений.
Вот эта специфика воспитательного процесса, который, с одной стороны, включает в себя обучение, а с другой – формирование разнообразных социальных и духовных отношений, повлекла за собой разграничение в педагогике понятий воспитания в широком и узком смысле. Так, когда оно обозначает весь процесс всестороннего развития личности, включая сюда обучение и специальную воспитательную работу по формированию у нее социальных и разнообразных духовных отношений, оно понимается в широком значении. В более же узком смысле воспитание обозначает специфический процесс формирования социальных и духовных отношений.
Воспитание в широком смысле – овладение всей совокупностью общественного опыта: знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными (нравственными, эстетическими и идеологическими) отношениями.

Обучение – овладение знаниями, умениями, способами творческой деятельности, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями.

Воспитание в узком смысле - формирование идеологических, социальных, нравственных и эстетических отношений.
Выделение в общем воспитательном процессе его специфических сторон – обучения и воспитания в узком смысле – в известной мере носит условный характер. В реальной педагогической деятельности, они всегда органически связаны между собой, проникают друг в друга. Нельзя, например, сформировать у учащегося такое качество, как вежливость и уважение к людям, не прибегая к элементам научения при раскрытии моральной сущности этих правил, при выработке соответствующих умений и привычек поведения.
Воспитание трудолюбия также требует взаимосвязанного обучения трудовым умениям и навыкам и формирования интереса, положительно-эмоционального отношения к трудовой деятельности. В этом смысле следует сказать, что всякое воспитание, рассматриваемое в его широком и узком значениях, начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. И, с другой стороны, само обучение нуждается в воспитательном подкреплении и, в частности, в формировании у учащихся таких нравственных отношений, как прилежание, упорство в преодолении трудностей и т.д. Вот в этой неразрывной связи обучения и воспитания, их органическом единстве проявляется важная сущностная характеристика последнего и его весьма существенная закономерность. Из нее со всей непреложностью следует вывод: нельзя осуществлять действенного воспитания без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания.
Однако трактовка воспитания в широком и узком смысле и его направленность на взаимосвязанное формирование обученности и воспитанности личности не может не указывать еще на одну его важную особенность. Поскольку развитие этих двух сторон личности осуществляется в едином и целостном учебно-воспитательном процессе, то несомненно, что этот процесс имеет какие-то общие закономерности, которые должны лежать в основе его организации. Рассмотрение этих закономерностей позволяет глубже понять, каким должно быть воспитание и его методическая инструментовка как специально организованного и сознательно осуществляемого педагогического процесса.

Закономерности воспитания - устойчивые повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиться эффективных результатов формирования личности.

Закономерности:
1. Характер воспитания на всех исторических этапах определяется потребностью общества.
2. Цели, содержание и методы воспитания находятся в единстве.
3. Обучение и воспитание неразрывно связаны. Воспитание начинается с обучения.
4. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность.
5. Воспитание стимулирует активность и организаторские способности личности. (Задача учителя создать такую педагогическую ситуацию, где возникает потребность быть лучше).
6. В процессе воспитания нужно проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. (Есть психологическая особенность – характер отношения педагога к учащимся вызывает у последних эмоциональные чувства, переживания. Если эти отношения справедливы и гуманны, то воспитательное влияние педагога будет вызывать у учащегося положительную реакцию. Если эти отношения негативные, авторитарные, то положительного воспитательного эффекта не будет. Особенность воспитания – педагогический такт и комфортная психологическая атмосфера).
7. В процессе воспитания необходимо помогать учащемуся добиваться радости успехов (это подсознательно стимулирует учащегося улучшать свои результаты).
8. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества в ребенке.
9. Нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащегося.
10. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.
11. Очень важно единство педагогических усилий семьи и общественных организаций.

Вышесказанное является основными принципами, на основе которых осуществляется учебно-воспитательная работа в учреждениях образования.