Методики определения уровня эстетического развития. Диагностика эстетической воспитанности учащихся

  • Дата: 21.03.2024

Под воспитанностью понимается комплексное свойство личности, определяющее сформированность ее качеств. Понимая под эстетической воспитанностью комплексное свойство личности, которое характеризуется: наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее гармоничное развитие и чувство прекрасного как наиболее полного воплощения эстетического отношения человека к действительности, мы считаем возможным в качестве одного из важнейших, действительно интегральных качеств предложить использовать эстетическую культуру учащихся, достаточно полно отражающую направленность личности и ее активную жизненную позицию по отношению к бескультурью, невежеству, бездуховности.

Исходный критерий развития эстетической культуры учащихся - критерий достаточности эстетических знаний (эстетический кругозор), т.е. создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям .

Эстетические знания функционируют как на эмпирическом, так и на научном уровнях. При этом, говоря о развитии эстетической культуры учащихся, необходимо учитывать, что они будут представлены в неразрывном единстве, комплексно.

Достаточность эстетических знаний у учащихся характеризуется рядом показателей. Это глубокие разносторонние знания о том, что такое эстетика, культура и личность, сущность и функции культуры, типология культур, история культуры, эстетика поведения, быта. Это накопление элементарных эстетических знаний, начиная с создания запаса разнообразных колористических, звуковых, пластических впечатлений, способствующих появлению у учащихся эмоциональной отзывчивости. Это наличие запаса определенных конкретно - чувственных впечатлений, позволяющих сделать естественный переход от чувственно-эмоционального к абстрактно-логическому способу получения информации. Достаточность эстетических знаний -это также знание содержания необходимых в повседневной жизни требований умения жить "по законам красоты", понимание их сути. Это способность соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованиями этих "законов", а также оценивать факты "эстетичного" и "неэстетичного" поведения, находить в окружающей действительности объективное подтверждение этих требований.

Важным показателем достаточности эстетического кругозора учащихся является овладение ими основными понятиями, терминами эстетики, культурологии, искусствознания.

Другими показателями данного критерия является наличие у учащихся знаний главных фактов истории отечественного и зарубежного искусства, который предполагает сформированность у учащихся умения оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников, развитую способность анализировать и оценивать факты, явления, события культурной жизни, раскрывать причинно-следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения.

Приобщенность учащихся к социальному опыту, духовным, нравственным, эстетическим ценностям предшествующих поколений помогает учащимся понять проблемы и реалии состояния современной культуры. Поэтому следующим показателем достаточности эстетического кругозора мы поставили показатель информированности о заметных явлениях современной эстетической и художественной культуры.

Учитывая, что эстетические знания учащихся проявляются в уровне их эстетической культуры, в ходе опытно-экспериментальной работы, во время учебных занятий моделировались также элементы повседневной жизни, где возникла необходимость осуществления реальной действительности в разрешении эстетической ситуации. Этому способствовали применяемые на занятиях система творческих заданий: разминки, задания на развитие воображения, наблюдательности, внимания, памяти; анализ, задание по решению проблемных ситуаций; выполнение развивающих задач поискового характера, решение творческих заданий и другие формы.

Качество решений таких задач и стало еще одним из показателей, позволяющим в совокупности оценить достаточность у учащихся эстетического кругозора. Были установлены следующие уровни достаточности эстетических знаний: высокий, достаточный, средний, низкий. На каждом из этих уровней рассматривались определенные показатели:

  • - знание главных фактов истории отечественного и зарубежного искусства;
  • - знание специальных различных видов искусства, законов творческой деятельности;
  • - информированность о заметных явлениях современной эстетической и художественной культуры.

Первый уровень - высокий. К этому уровню относятся учащиеся, у которых эстетический кругозор характеризуется широтой, объемом, глубиной знаний. Специфика эстетических знаний состоит в том, что оно облекается в наглядную форму воздействия на все стороны человеческого существа. Разносторонность и богатство знаний об эстетическом освоении человеком природы, о самом себе, о мире художественных ценностей - основа формирования широких эстетических интересов, потребностей, вкусов. Поэтому у учащихся с этим уровнем эстетической развитости достаточно многосторонний интерес к истории, теории культуры, искусства. Объем эстетических знаний далеко выходит за пределы программы. Учащиеся этого уровня способны давать анализ, оценку тому или иному эстетическому явлению. У таких учащихся есть потребность, умение оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из различных источников, творчески их применять.

Второй уровень - достаточный. Характеристика учащихся данного уровня позволяет сделать вывод, что их интерес к эстетическим знаниям сугубо избирателен, строго очерчен лишь, так называемой, обязательной "необходимой" информацией, знания приближены в основном к предусмотренным учебниками и программой. Очень часто знания поверхностны и взяты из случайных и не всегда критически воспринятых источников.

Третий уровень - средний. О данной категории учащихся следует сказать, что их интерес к эстетическим знаниям неустойчив, существует множество пробелов. В целом уровень знаний явно недостаточный, чтобы разбираться в явлениях культуры, искусства. Знания отрывочны и совершенно неосновательны. Данная категория учащихся не отличается эстетической зрелостью в суждениях и поступках.

И, наконец, четвертый уровень - низкий. К этому уровню относятся учащиеся, у которых интерес к истории искусства практически не выражен, технологические знания отрывочны, бедны. Они не понимают специфику различных видов искусства, законов художественного творчества, не имеют навыка, способности анализировать, высказывать обоснованные суждения о том или ином эстетическом явлении, представлениях о заметных явлениях современной художественной культуры наивны, знаний фактически нет.

Следующим критерием развития эстетической культуры выступает критерий сформированности эстетического отношения. Здесь мы различаем те же уровни, что и при характеристике достаточности эстетических знаний, эстетического кругозора. Высокому уровню отношения к искусству, культуре и технологическому образованию соответствуют учащиеся с развитым избирательным эстетическим восприятием, высоким уровнем духовной эмоциональной жизни. Этому уровню развития учащихся характерно наличие разносторонних эстетических интересов, индивидуальных предпочтений, потребность систематически следить за развитием искусства, общаться с искусством, творчески применять полученные эстетические знания. Учащиеся вполне четко, обоснованно, обладая необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, могут давать оценку художественному явлению, не боясь самостоятельности суждения.

На достаточном уровне сформированности эстетического отношения к искусству учащиеся проявляют эмоциональную отзывчивость к трудовому обучению, к прекрасному, но у них недостаточно развита избирательность эстетического восприятия. Интересы, потребности, предпочтения как в приобретении новой эстетической информации, так и в использовании в практике - случайны. У учащихся данного уровня, нет достаточных умений давать адекватную оценку художественному явлению, не всегда присутствует внутренняя потребность в таких операциях.

На среднем уровне учащиеся не заинтересованы в эмоциональных впечатлениях, свои ощущения от произведения искусства высказывают "по требованию". Потребность, интерес, предпочтение обусловлены "корыстными" причинами. В оценке эстетических явлений может давать лишь простейшие индифферентные характеристики.

У учащихся с низким уровнем эстетического отношения к искусству эмоциональная отзывчивость на прекрасное проявляется очень редко, отсутствуют сколько-нибудь четкие, осознанные интересы, потребности, предпочтения. В оценке художественных произведений нет даже простых умений и навыков.

Другим критерием развития эстетической культуры учащегося является его вовлеченность в эстетическую деятельность, которая является показателем формирования эстетически активной, творческой, созидательной, а не пассивной личности. Эстетическая активность проявляется в деятельности учащегося, совершаемая по личной инициативе, по глубокому убеждению, а не только по тому, что это входит в круг его обязанностей .

В этой связи она служит мерилом наличия эстетической культуры учащегося, социальной, культурной ценности уровня развития и сформированности его эстетического сознания.

Показателем данного критерия выступают, прежде всего, принимаемые молодыми людьми значительные волевые устремления по эстетическому самообразованию и самовоспитанию, систематическое изучение периодических изданий и разнообразной литературы по проблемам эстетики, культуры, искусства, технологического образования. Показателем эстетической активности учащегося является его участие в трансляции эстетических знаний, творческое использование при этом полученных знаний, совершенствование своего гармоничного развития.

Эстетическая активность учащегося проявляется также в его непримиримости к фактам бездуховности, безобразного. Это особенно ценно в настоящее время, когда с легкой руки современных средств массовой информации безобразное не только преподносится как эстетически позитивное начало, но и человек начинает воспитываться таким образом, что постепенно начинает испытывать наслаждение от созерцания безобразного и, более того, от совершения безобразных (жестоких, отвратительных) поступков и действий.

Показателем эстетической активности является также эстетическое отношение учащегося к собственному поведению, эстетический облик манер, жестов, мимики, одежды, речи. Эстетическое чувство слова - одна из важнейших предпосылок гармоничного развития личности.

Показателем вовлеченности в эстетическую деятельность является развитие таких качеств, потребностей и способностей личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты".

В связи с этим в характеристике эстетической активности выделяются те же уровни, что и для определения предыдущих критериев развития эстетической культуры учащихся.

Учитывались следующие показатели: готовность занимать активную позицию по отношению к прекрасному и безобразному; вносить элементы эстетики в свой труд, быт, поведение; развитие тех или иных художественных способностей, участие в художественной деятельности.

На высоком уровне эстетической активности у учащихся выражена самостоятельная активная эстетическая позиция, инициатива, творческий подход. Учащиеся имеют самостоятельные, оригинальные эстетические взгляды, проявляют себя как творческую личность.

На достаточном уровне учащиеся в состоянии занять позитивную сторону в отношении прекрасного и безобразного, обладают достаточными, необходимыми знаниями, умениями, навыками, внося элементы эстетики в свой труд, быт, поведение. В художественной деятельности участвуют, поскольку она стала в данном учебном заведении нормативно обязательной.

На среднем учащиеся уровне в отношении к прекрасному и безобразному могут дать лишь простейшую мотивацию, художественные способности развиты слабо. Низкий уровень эстетической активности предполагает, что эстетически обоснованное поведение данной группы учащихся обеспечивается путем контроля, мерами ответственности, художественные способности практически не развиты, участие в художественной деятельности минимально.

Таким образом, нами рассмотрены критерии уровня эстетической воспитанности:

  • - критерий достаточности эстетических знаний (эстетический кругозор);
  • - критерий сформированности эстетического отношения;
  • - критерий вовлеченности в эстетическую деятельность.

Эти критерии позволяют учителю технологии наглядно определять уровни эстетической воспитанности школьников и проводить работу по эстетическому воспитанию в процессе преподавания дисциплины.

2.2 Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста

Далее мы приведем описание опытно-экспериментальной работы, целью которой явилось выявление возможностей средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Именно выявление возможностей искусства, как основного средства эстетического воспитания младших школьников явилось предметом настоящего исследования.

Эстетическая воспитанность человека основывается на органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления художественного-эстетической образованности. На этом фундаменте возникает и формируются творческая индивидуальность, её эстетическое отношение к искусству, к самой себе, своему поведению, к людям и общественным отношениям, к природе и к труду. Эстетическая воспитанность школьника предполагает наличие у него эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и в действительности. Эстетический идеал социально обусловлен и выражает преставления о нравственном и эстетическом совершенстве человека и человеческих отношений (этика), труда, (техническая эстетика, дизайн).

Изменение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных. Психологическими критериями измеряются способности ребёнка адекватно оригиналу воссоздать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждение вкуса. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребёнок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведенья и собственное психологическое состояние.

Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, тот или иной уровень его сформированности, а также степень развития художественного вкуса. Он проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства для удовлетворения своих интересов и потребностей: в оценке явлений искусства и жизни; в результате их разнообразной деятельности, особенно художественно-эстетического творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности. Для высокого уровня эстетической воспитанности в творчестве характерно отточенное исполнительское мастерство, единённое с импровизацией, созиданием нового образа.

Социальные критерии эстетической воспитанности требуют наличия у воспитанников широких интересов к различным видам искусства, глубокой потребности общения с эстетическими явлениями искусства и жизни. Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения и отношения ребёнка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид – всё это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника. Его подлинная эстетическая воспитанность проявляется в наличии эстетического идеала и художественного подлинного вкуса, органически соединённых с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству .

Эстетическая воспитанность человека немыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Нередко дети в картинных галереях и на выставках бегло просматривают картины, записывают в блокнотах имена художников, краткое содержание, произведения, быстро переходя от одного полотна к другому. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться, полюбоваться и насладиться эстетическим чувством. Беглое знакомство с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино исключает из общения с искусством главный элемент эстетического отношения – любование. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств.

В эстетическом воспитании и образовании школьников особое место занимает литература, музыка и изобразительное искусство. В процессе изучения этих предметов дети, знакомясь с жизнью и деятельностью выдающихся писателей, композиторов, художников, приобщаются к их творчеству. На уроках музыки школьники изучают музыкальные произведения русской и зарубежной классики, разучивают песни, что расширяет их кругозор, формирует эстетическое отношение к нему. На это и следует обращать внимание в процессе преподавания музыки, которая действительно должна стать средством эстетического образования учащихся. Этому должны соответствовать и структура, и содержание школьного курса музыки.

В процессе изучения музыки, изобразительного искусства у детей расширяется их кругозор, творчество, развивается интерес к искусству. Это способствует их наиболее быстрому и разностороннему развитию. Основной социальный смысл этих концепций эстетического воспитания и развития детей состоит в том, чтобы приспособить, адаптировать детей к духовным ценностям общественного сознания.

Чтобы управлять процессом эстетического воспитания, надо иметь возможность отслеживать продвижение детей в их развитии. Это требует применения соответствующих диагностических методик. В зависимости от степени сформированности эстетических качеств, культуры поведения будет строиться наша дальнейшая работа.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МООУ «Санаторная школа-интернат № 64» города Прокопьевска. В исследовании были задействованы дети четвертых классов: 4«Б» - экспериментальный класс и 4«А» - контрольный класс.

Согласно выдвинутой гипотезе мы организовали опытно-экспериментальное исследование, включающее в себя три этапа:

1 этап – констатирующий эксперимент;

2 этап – формирующий эксперимент;

3 этап – контрольный эксперимент.

Констатирующее обследование предполагало проведение диагностики учащихся, целью которой являлось изучение и выявление уровня сформированности эстетических качеств в двух четвертых классах.

Изучение эстетического опыта школьников осуществлялось через анкетирование каждого ребенка, в процессе которого появилась возможность уточнить некоторые детали, получить дополнительные сведения о волнующих ребенка направлениях современного искусства (музыки, изобразительного искусства). Для анкетирования были составлены вопросы, которые касались художественно-эстетических вкусов детей и их эстетического опыта (Приложение А).

В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развития художественно-эстетической направленности детей:

§ высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребенком произведениям – как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров);

§ средний уровень – выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;

§ низкий уровень – характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности.

Проведенная работа позволила судить о компетентности детей в обозначенном круге вопросов и об их отношении к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств. Анализ анкеты и результат проверки показали, что уровень эстетического опыта и художественно-эстетических предпочтений школьников преобладает средний и ниже среднего. Дети почти не посещают заведения культуры (кроме редкого похода в библиотеку), хотя в большинстве своем считают, что это необходимо для культурного развития каждого человека. На вопрос «Нравится ли тебе посещать театры, музеи, выставки, концерты?» «да» - ответило 20 человек, «не очень» - 3 человека. 14 человек считают, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком. Несмотря на такой неподдельный интерес младших школьников к различным видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос «Что ты знаешь об искусстве?» честно признались «не знаю» или «не помню» - 13 человек, «много» - ответили 5 человек, не распространяя свой ответ, и лишь 5 человек попытались дать развернутый ответ, более или менее правильными из которых были только три: «Искусство - это когда человек творит картины, рисует их», «В искусстве есть несколько жанров», «Искусство – это умение что-нибудь делать». Они называют виды искусств, но их знания поверхностные, неконкретные, «размытые». Однако большинство детей любят петь, рисовать, танцевать и хотели бы себя совершенствовать в этом. Среди музыкальных предпочтений называют разные музыкальные произведения, но большее предпочтение отдают все-таки развлекательной музыке и эстрадно-развлекательным телевизионным программам («Две звезды», «Золотой граммофон», «Танцы со звездами» и др.). На вопрос о введении нового урока искусства мнения класса разделились. Положительно отреагировала лишь половина класса - 12 человек, 2 человека написали «не очень» и «нет» – 9 человек.

В ходе беседы с учениками ответившими «нет» выяснилось, что в основном они считают, что такой новый урок искусства будет скорее скучным и поэтому они не хотели бы его введения. Примечательно, что из 9 человек ответивших «нет» большинство – мальчики, причем в учебе стоящие не на первом месте. И, как нам кажется, они были не против введения именно предмета искусства, а вообще против введения еще одного нового урока. В этом ответе проявилось их отношение к учебе в целом. с

Главное же нам удалось выявить мотив – вызывает ли любая художественная деятельность у ребенка интерес, увлеченность; занимается ли он по собственному желанию или потому, что его заставляют родители; ходит в музыкальную школу, танцевальный кружок, художественную студию потому, что любит петь, рисовать, танцевать, или потому, что получает удовлетворение от коллективной деятельности с другими ребятами, и т.д.

Результаты диагностики отражены в таблице 1 и 2 (Приложение Б).

Таким образом, по результатам исследования было выявлено, что в 4«Б» классе (экспериментальном) из 23 обследованных школьников 6 детей (26%) имеют высокий уровень эстетического развития. Десять детей (44%) продемонстрировали средний уровень развития духовно-нравственных качеств, остальные же 7 детей (30%) имеют низкий уровень эстетического развития. Для мониторинга была составлена следующая гистограмма, где наглядно отражены результаты диагностики (Рис.1). Данные результаты указывают на преобладание детей экспериментального класса со средним и низким уровнем эстетического развития.


Рис. 1. Результаты констатирующего этапа исследования в экспериментальном классе

Результатами диагностики в 4 «А» классе (контрольном) стали следующие показатели: из 23 обследованных школьников 8 детей (35%) имеют высокий уровень эстетического развития. Одиннадцать детей (48%) продемонстрировали средний уровень развития духовно-нравственных качеств, остальные же 4 ребёнка (17%) имеют низкий уровень эстетического развития. Для мониторинга была составлена следующая гистограмма, где наглядно отражены результаты диагностики (Рис.2). Данные результаты указывают на преобладание детей в контрольном классе с высоким и средним уровнем эстетического развития.

Рис. 2. Результаты констатирующего этапа исследования в контрольном классе


Сравнивая результаты уровня эстетического развития детей в обоих классах, мы выяснили, что в 4 «А» (контрольном) классе он немного выше. Это связано с тем, что в данном классе пятеро детей получают дополнительное эстетическое образование (три ребенка учатся в музыкальной школе, один посещает художественную школу и еще один ребенок занимается в танцевальной студии).

Рис. 3. Сравнительные результаты констатирующего этапа исследования в контрольном и экспериментальном классах

Таким образом, проведя анкетирование, мы выяснили, что интерес к искусству у младших школьников есть. Им нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве. К сожалению, образовательные передачи по телевидению для детей, как источник информации для младшего школьника сегодня не доступны, так как их просто нет. Возникает противоречие между потребностью в знаниях у младших школьников с одной стороны и невозможностью их получения – с другой. Один из выходов в данной ситуации мы видим во введении элементов искусствоведения в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное искусство, литературу. Кроме того, необходимо использовать внеклассные формы работы по формированию эстетического опыта младших школьников.

И анализ проблемы по литературным источникам. Анализ научной и специальной литературы осуществлялся с целью изучения состояния проблемы влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей младшего школьного возраста и актуальности данной проблемы. В основе литературного анализа рассматривались: проблемы и перспективы активного применения разнообразных средств гимнастики для...

Предупреждает, что сложившаяся ситуация далее невыносима для ребенка (например, рвота как отторжение неприятной болезненной ситуации в школе). 1.3 Особенности использования сказки в коррекции отклонений в поведении младших школьников Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Сказкотерапия - ...

дискуссия ^

журнал научных публикаций V

А. Е. Парамонова, аспирант, кафедра культурологии, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

В условиях нарастания информационного потока, перенасыщения окружающей среды продукцией массовой культуры сужается поле для непосредственного контакта человека с подлинными произведениями культуры, обладающими высоким духовно-нравственным потенциалом. В современной социокультурной ситуации трансформации, а зачастую и девальвации ценностей возрастает значимость эстетического воспитания ребенка. Оно призвано стать гарантом полноценного формирования и сохранения целостности развивающейся личности. Это актуализирует проблему диагностики, формирования и развития эстетической культуры личности, создания для этого благоприятных условий.

Сегодня педагоги находятся в поиске средств, позволяющих противостоять агрессивным и деструктивным воздействиям среды, выступая против обозначившейся в системе образования тенденции вытеснения этико-эстетической сферы на второй план. Одно из таких средств - развитие эстетических чувств детей. Ведь эстетические чувства - это та сфера, в которой соединяются представления личности об эстетическом и нравственном, о триаде основополагающих ценностей, Истине, Добре и Красоте.

Эстетические чувства - непосредственные эмоциональные переживания личностью своего эстетического отношения к явлениям художественной культуры или

повседневной действительности, начальная структура эстетического сознания, но вместе с тем его конечный результат. Процесс развития эстетических чувств - целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности младших подростков по развитию эмоциональной отзывчивости при общении с явлениями художественной культуры и в повседневной жизни, способности выражать свои эмоции и оценку художественных явлений с позиции единства нравственного и эстетического содержания, понимания взаимосвязи этического и эстетического. Изучением процесса развития эстетических чувств занимались такие исследователи, как Л. Л. Алексеева, Е. Ю. Волчегорская, А. И. Пайгу-сов, Н. Г. Тагильцева, А. Ф. Яфальян и др. Однако авторы подобных исследований не акцентировали внимание на теоретико-проблемных аспектах диагностики эстетических чувств в младшем подростковом возрасте.

Понимая под педагогической диагностикой совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса в целом, процесса развития учащихся, формирования у них знаний, умений, навыков, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия, мы полагаем, что педагогическая диагностика

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, так как осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Педагогическая диагностика развития эстетических чувств младших подростков включает определение и обоснование компонентов структуры эстетических чувств в младшем подростковом возрасте, критериев и уровней их развития. Структуризация эстетических чувств младшего подростка, выявление показателей и критериев их развития дает возможность проводить диагностику уровней развития эстетических чувств в конкретных педагогических условиях, выбирать наиболее эффективные формы и методы работы с детьми младшего подросткового возраста.

Исследователи А. И. Буров, Л. П. Печ-ко, Е. М. Торшилова и другие говорят о ведущей роли чувств в познании мира ребенком. По мнению Л. С. Выготского, человек вбирает и синтезирует огромный общечеловеческий опыт посредством чувств. И посредством чувств человек отражает свое отношение к миру1. Эстетические чувства, как и другие виды чувств, имеют социальную природу и связаны как с восприятием, так и с образованием. Н. А. Дмитриева утверждает, что какими бы ни были воспитательные системы, главной задачей эстетического воспитания является задача дать верное направление и развитие тому чувству прекрасного - эстетическому чувству, которое заложено в каждом из нас2. Развитие эстетических чувств ведет к социализации личности, так как эстетические чувства актуализируются не только при общении с искусством, но и в повседневной жизни человека.

В связи с этим внимание привлекает младший подростковый возраст, так как в этом возрасте эмоциональная сфера ребенка наиболее уязвима и требует особого внимания со стороны педагогов и родителей. Сравнивая младшего подростка (10 - 12 лет по периодизации Д. Б. Эльконина) с младшим школьником, одной из важных возрастных особенностей которого является эмоциональная отзывчивость, мы можем говорить о гораздо более тонкой и антино-мичной структуре эмоциональной сферы. Выделяемый психологами «подростковый комплекс» включает в себя не просто повышенную эмоциональность, вспыльчивость,

возбудимость, внушаемость, но также постоянное противоречие, смешение чувств у младших подростков (чувствительность к оценке окружающих и чрезмерная самонадеянность, сентиментальность и черствость, застенчивость и показная независимость, стремление к самостоятельности и вызову - и стремление быть «как все»). Кроме того, в подростковом возрасте зачастую доминируют отрицательные эмоции, чувство тревожности, неуверенность в себе, присутствует рассогласованность в эмоциональной сфере.

В младшем подростковом возрасте у ребенка все более выявляется стремление к самопознанию, формированию мировоззрения, собственной системы принципов и ценностей. К основным новообразованиям этого возраста относят также сознательную регуляцию своих поступков, умение учитывать чувства свои и других людей, ориентироваться на них в своем поведении. Поэтому в вопросе о необходимости развития эстетических чувств младшего подростка речь идет не только о развитии, но и об упорядочении, коррекции эмоциональной сферы.

Особенность развития эстетико-эмо-циональной сферы младшего подростка в том, что не всегда бурное внутреннее переживание эстетического в искусстве и в жизни адекватно отражается и проявляется у младшего подростка внешне, влияет на поведение. Задача педагога на данном возрастном этапе - добиваться не только глубокого эмоционального переживания, которое зачастую и так присутствует, а соответствия внутреннего переживания и внешнего проявления, которое выражается не только в мимике или движении, но также и в оценке и в поведении. Одним из важных является момент, связанный с пониманием младшим подростком неразрывной взаимосвязи этического и эстетического. Не последнюю роль играет и мотивация. Интерес к эстетической деятельности, стремление к общению с эстетическими объектами - это один из показателей развития эстетических чувств младшего подростка. Таким образом, отличие процессов развития эстетических чувств у младших подростков и воспитуемых другого возраста, прежде всего, основывается на различии выделенных психологией возрастных особенностей и более всего проявляется в особенностях внешнего поведе-

дискуссия

журнал научных публикаций

ния и оценке младшим подростком себя, других, окружающего мира, эстетических объектов.

В результате проведенного исследования автор выявил многокомпонентную структуру эстетических чувств младшего подростка, включающую эмоциональную отзывчивость, внешнее проявление эмоций, понимание единства и взаимосвязи этического и эстетического. Данная структура была определена нами на основе психолого-педагогических исследований О. Н. Апана-сенко, Л. М. Предтеченской, Л. А. Рапацкой, а также исследователей структуры эстетического сознания личности Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др.

Эмоциональная отзывчивость предполагает выразительное проявление эмоций по отношению к объектам и явлениям действительности, а также к явлениям художественной культуры; внешнее проявление эмоций - это, прежде всего, наличие адекватной и соответствующей внутреннему эмоциональному состоянию оценки и поведения при общении с объектами и явлениями действительности, а также явлениями художественной культуры; понимание единства и взаимосвязи этического и эстетического - важнейший элемент данной структуры, который включает понимание метакатегории эстетического не только по отношению к явлениям художественной культуры, но также и к явлениям жизни, которые включают и эстетику поступка, и эстетику поведения, и эстетическое отношение к человеку.

Выделяется несколько уровней развития эстетических чувств в младшем подростковом возрасте. На высоком уровне развития эстетических чувств младший подросток выразительно проявляет свои эмоции по отношению к различным объектам и явлениям окружающей действительности, а также при общении с артефактами художественной культуры (на уровне поведенческих реакций, оценочного суждения - соединяя интуитивное и субъективное с интеллектуальным). Обнаруживается высокий уровень осознанности своего эмоционального состояния и его проявлений, высокий уровень сознательного стремления к развитию и самосовершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии с пониманием единства и взаимосвязи этического и эстетического.

На среднем уровне младший подросток проявляет адекватность восприятия по отношению к различным объектам и явлениям окружающей действительности, а также при общении с артефактами художественной культуры на уровне оценочного суждения, однако это суждение носит логико-когнитивный характер и сопровождается низким уровнем внешнего проявления эмоциональности. О среднем уровне развития эстетических чувств также будет свидетельствовать то, что младший подросток достаточно ярко выражает свои эмоции по отношению к различным объектам и явлениям окружающей действительности, а также при общении с артефактами художественной культуры, однако не воспринимает это осознанно, на логико-когнитивном уровне.

На низком уровне развития эстетических чувств у младшего подростка наблюдается слабый эмоциональный отклик по отношению к различным объектам и явлениям окружающей действительности, а также при общении с артефактами художественной культуры. В восприятии эстетических объектов преобладает логическое констатирование (пересказ явления, события, сюжета, содержания), наблюдается неумение передать эстетическое своеобразие явления действительности или произведения искусства. Оценка эстетических явлений зачастую ошибочна. В суждениях наблюдается разрыв в понимании этического и эстетического.

Таким образом, теоретический аспект диагностики развития эстетических чувств младших подростков включает в себя обобщение возрастных особенностей младших подростков, определение структуры категории «эстетические чувства», критерии и показатели их развития в младшем подростковом возрасте. Представленные в статье теоретические аспекты диагностики развития эстетических чувств младших подростков могут быть использованы для определения эффективных форм и методов развития эстетических чувств, выявления качественных изменений динамики процесса развития эстетических чувств в младшем подростковом возрасте.

1. Выготский Л. С. Анализ эстетической реакции. М. : Лабиринт, 2001. С. 35.

2. Дмитриева Н. А. Вопросы эстетического воспитания. М. : Искусство, 1956. С. 3.

УДК 37.01:373 ББК 68.91.2

Семенищева Марина Геннадьевна

аспирант

кафедра социальной педагогики и психологии Астраханский государственный университет г. Астрахань Semenishcheva Marina Gennadievna Post-graduate Chair of Social Pedagogy and Psychology Astrakhan State University Astrakhan

Критерии и уровни эстетической воспитанности младших школьников детерминированные синтезом искусств Criteria and Levels of Junior Schoolchildren’s Aesthetic Education

Determined by Arts Synthesis

В данной статье раскрываются основные критерии эстетической воспитанности младших школьников детерминированные синтезом искусств, дана оценка уровней эстетической воспитанности обучающихся.

The article is devoted to the basic criteria of junior schoolchildren’s aesthetic education determined by arts synthesis; the levels of the pupils’ aesthetic education are evaluated.

Ключевые слова: синтез искусств, эстетическая воспитанность, критерии и уровни эстетической воспитанности.

Key words: arts synthesis, aesthetic education, criteria and levels of aesthetic education.

Все функции синтеза искусств (познавательная, мотивационная, гедонистическая, социализирующая, развивающая, формирующая, толерантности, коммуникативная, креативная, эстетическая, синкретивность) определены в отношении к воспринимающей личности младшего школьника и утверждают влияние синтеза искусств на его эстетическое сознание, подсознание, эмоции, вкусы, на формирование его творческих начал.

Результатом эстетического воспитания является эстетическая воспитанность младших школьников. В педагогическом смысле под воспитанностью подразумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие .

Анализ научных трудов (Б.Т. Лихачев, Е.Н. Таллин, А.В. Тутолмин, И.И. Трубина и др.), позволил сделать заключение, что сегодня нет единого оп-

ределения эстетической воспитанности учащихся. В результате обобщения рассмотренных научных подходов, мы пришли к выводу о том, что эстетическую воспитанность младших школьников следует определять как комплексное свойство личности, представляющее собой многоуровневую развивающуюся интегративную структуру, характеризующуюся наличием и степенью сформированное™ у нее общественно значимых качеств, в обобщенной форме отражающих единство художественно-эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, эстетических сознания, идеала, потребностей, вкуса и чувства и эстетического действия. Уровень эстетического воспитания младшего школьника повышается при организации поэтапного процесса накопления его эстетического опыта, полученного на основе синтеза искусств.

Исходя из выделенных И.И. Трубиной, этапов эстетического воспитания и определения эстетической воспитанности, мы выделяем следующие критерии эстетической воспитанности младших школьников детерминированные синтезом искусств: развитость эстетических отношений (чувства, восприятие, воображение, эмоциональное переживание); широта эстетических знаний (сознание, потребности, идеал, вкус); устойчивость проявления художественноэстетических способностей (способности и действия).

Критерий широта эстетических знаний характеризуется созданием определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений о различных видах искусств, представленных в синтезе, без которых не могут возникнуть склонность, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Эстетические знания функционируют как на эмпирическом, так и на научном уровнях. При этом, говоря об эстетическом воспитании младшего школьника, необходимо учитывать, что они будут представлены в неразрывном единстве, комплексно, что приведет к верной, аргументированной интерпретации художественных произведений, представленных в синтезе искусств.

Этот критерий характеризуется рядом показателей: эстетическим сознанием, эстетическим вкусом, эстетическим идеалом, эстетическими потребностя-

ми. В совокупности эти показатели представляют собой глубокие разносторонние знания о том, что такое эстетика, культура и личность, сущность и функции культуры, типология культур, история культуры, эстетика поведения, быта. Это накопление элементарных эстетических знаний, начиная с создания запаса разнообразных колористических, звуковых, пластических впечатлений, способствующих появлению у учащихся эмоциональной отзывчивости. Это наличие запаса определенных конкретно - чувственных впечатлений, позволяющих сделать естественный переход от чувственно-эмоционального к абстрактнологическому способу получения информации.

Достаточность эстетических знаний это также знание содержания необходимых в повседневной жизни требований умения жить "по законам красоты", понимание их сути. Это способность соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованиями этих "законов", а также оценивать факты "эстетичного" и "неэстетичного" поведения, находить в окружающей действительности объективное подтверждение этих требований.

Следующим критерием эстетической воспитанности младших школьников выступает критерий развитости эстетических отношений, который позволяет выявить богатство и яркость эмоциональных проявлений, устойчивые эмоционально-оценочные переживания младших школьников, особенности их эстетического восприятия, эстетической оценки явлений действительности и произведений искусства с позиции эстетического идеала (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.п.). Он позволяет также выявить отношение школьников к эстетическому объекту, которое может проявляться как в ситуативном выборе эмоциональных оценок, так и в форме эмоциональнооценочного отношения к эстетическим объектам.

Показателями этого критерия являются: эстетические чувства, эстетическое восприятие, творческое воображение, эмоциональное переживание.

Этот критерий определяется отношением к искусству, культуре, эстетическим восприятием, высоким уровнем духовной эмоциональной жизни. Этот критерий характеризуется потребностью в обращении к различным видам ис-

кусства в целях понимания идеи, проблем, художественного образа, наличием разносторонних эстетических интересов, индивидуальных предпочтений, потребностей систематически следить за развитием различных видов искусства, общаться с различными видами искусства, творчески применять полученные эстетические знания.

Этот критерий направлен на оценку способности творческого восприятия, усвоения и индивидуальной переработки любой поступающей эстетической информации, самостоятельного создания собственного синтеза искусств, отличающегося неординарностью, новизной, нестандартностью.

Другим критерием эстетической воспитанности младших школьников является его устойчивость проявления художественно-эстетических способностей, которая является показателем формирования эстетически активной, творческой, созидательной личности младшего школьника, умеющей выражать свое понимание искусства с помощью различных видов искусств.

Эстетическая художественная деятельность это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства. Любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Он заключается, например, в формировании эстетического мотива деятельности (наряду с другими мотивами), в постановке цели создания не просто практически значимого продукта, но и эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного; в выборе эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, в получении эстетически ценного результата.

Эстетическая активность проявляется в деятельности младшего школьника, совершаемая по личной инициативе, по глубокому убеждению, а не только по тому, что это входит в круг его обязанностей.

Эстетическая активность младшего школьника проявляется также в его непримиримости к фактам бездуховности, безобразного, в его эстетическом отношении к собственному поведению: эстетический облик манер, жестов, мимики, одежды, речи. Эстетическое чувство слова - одна из важнейших предпосылок гармоничного развития личности.

Показателем вовлеченности в эстетическую деятельность является развитие эстетических способностей личности, которые превращают младшего школьника, в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты".

Для оценки уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников, детерминированной синтезом искусств, нами были приняты следующие уровни: низкий, средний и высокий. При этом мы исходили из этапов эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, выделенных И.И. Турбиной: 1) пробуждение эстетических чувств личности (созерцание - ощущение - эстетическое удовольствие - радость); 2) формирование эстетического сознания (восприятие - эстетический вкус - эстетические суждения, взгляды - интересы - потребности - эстетические идеалы); 3) развитие эстетических способностей, включенность личности в эстетическую деятельность.

На низком уровне эстетической воспитанности оценка младшего школьника ограничивается словами: "нравится", "не нравится". Проявляется его нейтральное отношение к усвоению эстетических представлений и понятий, отсутствие знаний и умений эстетического характера явления произведения искусства, наличие ошибок в изложении и оценке эстетического объекта. Отсутствует способность воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. Не сформирован эстетический идеал. Младший школьник не понимает эстетическую ценность явлений действительности и искусства. Он мало заинтересован в приобщении к различным видам искусств, эстетическим ценностям, усваивает эстетические ценности только под давлением родителей и педагогов, не проявляет интереса к различным видам искусств и художественной деятельности. Обладает слабо развитой способностью эмоционально реагировать на эстетические объекты и явления. Слабо проявляет интерес к произведениям различного вида искусств. Младший школьник не может выразить свое отношение к эстетической значимости предмета, оценить ее творческое воображение художествен-

ные способности практически не развиты, отсутствие образных ассоциаций, воображение носит пассивный воспроизводящий характер. Отсутствие внимания при восприятии художественного произведения, экскурсии, эстетической ситуации обуславливает отсутствие эмоциональности, и как следствие, нейтральное отношение к усвоению эстетических представлений и понятий. Существует недостаточное развитие эстетического восприятия, неумение выразить эстетическое своеобразие воспринимаемого предмета, отсутствие образных ассоциаций. Эстетическая творческая деятельность практически отсутствует, желание участвовать в ней не проявляется. Репродуктивно- исполнительское выполнение учебных заданий.

На среднем уровне эстетической воспитанности младшего школьника, проявляется частичная сформированность эстетических представлений, понятий и умений, художественные интересы у младшего школьника проявляются ситуативно, слабо развиты эстетические вкусы, потребности. Эстетические знания ограничены, характерна адекватность восприятия эстетическому объекту, однако анализ эстетического объекта носит словесно-логический характер с низким уровнем эмоциональности и недостаточным уровнем аналитического подхода. Младший школьник не всегда способен отличить прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. В целом младший школьник имеет сформированный эстетический идеал, но не всегда понимает эстетическую ценность явлений действительности и искусства. Он заинтересован в усвоении эстетических ценностей различных видов искусств, однако ему требуется педагогическая помощь и руководство. Ребенок стремится к приобщению к эстетическим ценностям различных видов искусств; проявляет интерес к художественной деятельности с использованием различных видов искусств. В целом достаточно эмоционально реагирует на эстетические объекты и явления. Не всегда способен самостоятельно воспринимать произведения искусства в синтезе, чаще требуется предварительная подготовка под руководством педагога. Не всегда способен самостоятельно сформулировать свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить ее. Прибегает к помощи педагога или ав-

торитетных для него людей (родителей, товарищей). Слабо развиты художественные способности, наличие образных ассоциаций и эстетические оценки с опорой на учебные знания, проявляется активный, творческий характер воображения. Нестабильность внимания во время просмотра или слушания художественного произведения, экскурсии, эстетической ситуации, у младшего школьника, приводят к тому, что эстетические чувства подвержены настроению, а эмоциональность проявляется при восприятии знакомых художественных произведений. Наблюдается частичная сформированность эстетических умений, наличие образных ассоциаций и эстетические оценки с опорой на учебные знания. Эстетическая творческая деятельность носит временный характер, желание участвовать в ней возникает лишь под влиянием поощрения со стороны взрослых или сверстников. Активно-исполнительское отношение к учебным заданиям.

На высоком уровне эстетической воспитанности младшего школьника сформированы эстетические представления, понятия, эстетический взгляд на мир, целостное восприятие. Младший школьник способен дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. Верно и аргументировано интерпретирует художественные произведения, представленные в синтезе. Имеет достаточно полно и четко сформированный эстетический идеал. Умеет выражать свое понимание искусства с помощью различных видов искусств. Младший школьник заинтересован в усвоении эстетических ценностей, активно проявляет себя в художественной деятельности, стремится к созданию эстетических ценностей. Обладает потребностью в обращении к различным видам искусства в целях понимания идеи, проблем, художественного образа. Самостоятельно создает собственный синтез искусств, отличающийся неординарностью, новизной, нестандартностью. Обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, готовностью к эмоциональному эстетическому переживанию. Способен самостоятельно сформулировать и ясно выразить свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить ее, доказывать и отстаи-

вать свою позицию. Младший школьник проявляет самостоятельные, оригинальные эстетические взгляды, способность переноса образных ассоциаций с известных произведений искусств на новые. Эстетические оценки младшего школьника с опорой на художественные знания различных видов искусств, воображение носит активный преображающий характер. Внимательное, сосредоточенное состояние во время просмотра, слушания художественного произведения, экскурсии. Богатство эмоционально чувственных переживаний при восприятии красоты природы, произведений искусства. Эстетическая творческая активная деятельность присутствует постоянно в различных видах художественно-эстетической деятельности младшего школьника. Развитость эстетической воспитанности, готовность ее совершенствовать. На этом уровне у младшего школьника инициатива, интерес и желание участвовать в творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), перекликаются с самостоятельным креативным выполнением учебных заданий.

Библиографический список

1. Вержибок, Г. В. Воспитанность учащихся как критерий эффективности воспитания Г. В. Вержибок Социальная педагогика и практическая психология: Мат-лы III Межд. науч.-практ. конф. «Подготовка специалистов в сфере социально-педагогической и психологической помощи: опыт, проблемы, перспективы», Минск, 10-11 апреля 2001 г. М-во образ. РБ. -Минск, 2001. - С. 242-247.

2. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 1985.-175 с.

3. Трубина, И. И. Мониторинг качества образования: проблемы и подходы / И. И. Тру-бина // Информатика и образование, 2005. - N 5.. - С. 122-123. - Библиогр.: с. 123

4. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников Глазов. гос. пед. ин-т. - Глазов, 2003. - 212 с.

1. 2. Likhachev, B.T. Theory of Schoolchildren’s Aesthetic Education. - M., 1985 -175 p.

2. Trubina, I.I. Education Quality Monitoring: Problems and Approaches / I. Trubina // Information Technology and Education, 2005. - N 5. - P. 122-123.

3. Tutolmin, A.V. Moral-and-Aesthetic Education of Schoolchildren. - Glazov: Glazov State Pedagogical University, 2003. - 212 p.

4. Verzhibok, G. V. Pupils’ Upbringing As a Criterion of Education Effectiveness / G.V. Verzhibok // Social Pedagogical and Practical Psychology: Mat. of Scient. and Pract. Conf. "Specialists’ Training in the Sphere of Socio-Educational and Psychological Support: Experience, Problems, Prospects", Minsk, 10-11 April, 2001, Ministry of Education. - Minsk, 2001. - P. 242-247.

Далее мы приведем описание опытно-экспериментальной работы, целью которой явилось выявление сформированности эстетической воспитанности у младших школьников. Именно выявление влияния средств искусства на формирование эстетической культуры, как основного показателя проявления воспитанности у младших школьников явилось предметом настоящего исследования.

Эстетическая воспитанность личности основывается на органическом единстве природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления художественного-эстетической образованности. На этом фундаменте возникает и формируются творческая индивидуальность, её эстетическое отношение к искусству, к самому себе, своему поведению, к людям и общественным отношениям, к природе и к труду. Эстетическая воспитанность школьника предполагает наличие у него эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и в действительности. Эстетический идеал обусловлен обществом и выражает преставления о нравственном и эстетическом совершенстве человека и человеческих отношений, труда.

Изменение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев, которые были выявлены в ходе исследований.

Эстетическая воспитанность школьника немыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Нередко дети в картинных галереях и на выставках бегло просматривают картины, записывают в блокнотах имена художников, краткое содержание, произведения, быстро переходя от одного полотна к другому. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться, полюбоваться и насладиться эстетическим чувством. Беглое знакомство с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино исключает из общения с искусством главный элемент эстетического отношения - любование. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств.

В эстетическом воспитании и образовании школьников особое место занимает литература, музыка и изобразительное искусство. В процессе изучения этих предметов дети, знакомясь с жизнью и деятельностью выдающихся писателей, композиторов, художников, приобщаются к их творчеству. На уроках музыки школьники изучают музыкальные произведения русской и зарубежной классики, разучивают песни, что расширяет их кругозор, формирует эстетическое отношение к нему. На это и следует обращать внимание в процессе преподавания таких предметов, как музыка, литература, изобразительное искусство, которые действительно должна стать средством эстетического образования учащихся. Этому должны соответствовать и структура, и содержание школьного курса этих предметов.

В процессе изучения музыки, литературы, изобразительного искусства у детей расширяется их кругозор, творчество, развивается интерес к искусству. Это способствует их наиболее быстрому и разностороннему развитию. Основной социальный смысл этих концепций эстетического воспитания и развития детей состоит в том, чтобы приспособить, адаптировать детей к духовным ценностям общественного сознания.

Чтобы управлять процессом эстетического воспитания, надо иметь возможность отслеживать продвижение детей в их развитии. Это требует применения соответствующих диагностических методик. В зависимости от степени сформированности эстетических качеств, культуры поведения будет строиться наша дальнейшая работа.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в СОШ №23 города Могилева. В исследовании были задействованы дети первого класса: 1 «В» - экспериментальный класс.

Нами было организовано опытно-экспериментальное исследование по выявлению сформированности эстетической воспитанности школьников. Уровни сформированности эстетических проявлений отслеживались по следующим компонентам:

§ В музыкальной деятельности;

§ В изобразительной деятельности;

Весьма продуктивной в изучении эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста, на наш взгляд, является методика Л.В. Школяр «Выбери музыку».

Цель - выявление способности к сравнительной рефлексии и видение прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах.

В качестве стимулирующего материала предъявляются 2 серии предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений:

1-я серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе»;

2-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история»;

Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?

Школяр Л.В. предлагаются следующие критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки, которыми мы и воспользовались:

высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);

средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);

низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).

Результаты диагностики занесены в таблицу данных и показаны на диаграмме. (Табл. 2.2)

Диаграмма 2.1. Уровень сформированности эстетических проявлений по музыкальному компоненту

По результатам исследования было выявлено, что в экспериментальном классе (1 «В») 7 детей (это 38%) имеют высокий уровень, 7 детей (это так же 38%) имеют средний уровень и 4 детей (это 24%) - с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на музыку.

Для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности был использован художественно-экспрессивный тест, который позволил продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений. Испытуемым предлагались репродукции произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети. В качестве художественных текстов были выбраны:

Серов В.А. Девочка с персиками.

Ренуар О. Читающая девочка.

Серов В.А. Портрет Мики Морозова.

На всех портретах с помощью изображения экспрессивных признаков (мимика, пантомимика) и специфических средств живописи (цвет, линия, композиция) отображены различные эмоциональные состояния героев.

Цель эксперимента заключается в определении уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций художественных текстов и эмоциональности.

Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и рассказать (устно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы: «О чем думают эти дети»? «Какие они по характеру»? «Какое у них настроение»?

Уровень развития эмоциональных представлений оценивается по трехбалльной системе:

3 балла - высокий уровень - ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;

2 балла - средний уровень - ребенок определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако их суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые;

1 балл - низкий уровень - ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.

Результаты диагностики приведены в таблице (Табл. 2.3) и показаны на диаграмме

Диаграмма 2.2. Уровень сформированность эстетической воспитанности по изобразительному компоненту


В результате анализа результатов исследования было выявлено, что в экспериментальном классе (1 «В») 4 ребёнка (17%) имеют высокий уровень, 12 детей (53%) имеют средний уровень и 7 детей (30%) - с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на изобразительное искусство.

Итогом этих диагностик явилось анкетирование каждого учащегося.

Цель - выявление уровня сформированности эстетической воспитанности у учащихся.

Нами была разработана анкета, которая дала возможность получить сведения о сформированности воспитанности на тот момент. Ниже приведена анкета (Табл. 2.4).

«Сомневаюсь»

1. Ложась спать, вспоминаете места, где вам понравилось?

2. Любите ли вы выдумывать несуществующих героев и рассказы о них?

3. Нравится ли вам вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум листьев и др.

4. Можете ли вы рассматривать картину, зеленый листок и др.

5. Нравится ли вам рассказывать родителя о чем-то взволновавшим вас.

6. Нравится ли вам ходить в лес.

7. Вам удобно, комфортно, когда вы чисто одеты.

8. Общаясь с одноклассниками, ты грубишь, обзываешься, дерешься.

В ходе обработки результатов анкеты были определены следующие уровни развития эстетической воспитанности детей:

высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребенком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров);

средний уровень - выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;

низкий уровень - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным вида художественной деятельности.

Деление было выделено на основе выше указанных показателей.

Распределение учащихся по уровню сформированности эстетической воспитанности (Табл. 2.5)


Диаграмма 2.3

Проведенная работа позволила судить о компетентности детей в обозначенном круге вопросов и об их отношении к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств. Анализ анкеты и проведенных методик, показали, что у школьников уровень эстетической воспитанности находится на среднем уровне. Дети посещают заведения культуры (но редкого ходят в библиотеку), и в большинстве своем считают, что это необходимо для культурного развития каждого человека. На вопрос: «Ложась спать, вспоминаете места, которые вам понравились (музеи, театры, выставки, концерты)?». «Да» - ответило 14 человек, «не очень» - 2 человека, «нет» - 2 человека. Несмотря на такой неподдельный интерес младших школьников к различным видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос «Вы любите выдумывать несуществующих героев или придумывать рассказы о них?» честно признались «нет» - 8 человек, «да» - ответили 6 человек, «сомневалось» - 4. Это говорит о том, что ребенок младшего возраста, в силу своих психических особенностей не может иметь сформированных эстетических идеалов. Но они называют различных сказочных персонажей, сопереживают им и оценивают их поступки. Называя разные музыкальные произведения, предпочтение отдают не только развлекательной музыке, но и вслушиваются в звуки природы, пение птиц, шум листьев. О чем свидетельствуют следующие цифры: «да» - 10, «нет» - 4, «сомневаются» - 4.

По результатам исследования было выявлено, что в 1 «В» классе 18 обследованных школьников 7 детей (35,5%) имеют высокий уровень эстетической воспитанности. 8 детей (38,5%) продемонстрировали средний уровень развития воспитанности, остальные же 3 детей (26%) имеют низкий уровень эстетического развития.

Таким образом, проведя анкетирование и ряд других методик, мы выяснили, что интерес к искусству у младших школьников есть. Им нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве. Один из выходов в данной ситуации мы видим во введении элементов искусствоведения в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное искусство, литературу.