Как сделать часы своими руками. Как научить ребенка понимать время по часам: игры и способы для детей Часы макет для обучения

  • Дата: 19.04.2024


Изучение циферблата часов будет способствовать развитию математического мышления у ребенка, который в результате познавательного процесса привыкает к цифрам, на познавательном уровне овладевает порядковым счетом, усваивает технику сложения методом увеличения числа на единицу.
Как научить ребенка определять время? Как научить ребенка, какая стрелка показывает час, а какая минуты?
Для этого нам помогут часики сделанные своими руками.

Как сделать часы из бумаги?

Для начала скачайте и распечатайте изображение циферблата часов.
Раскрасть изображение часов вместе с Вашим ребенком используя разноцветные карандаши, фломастеры или краски.
Вырезаем аккуратно круг.
Вырезаем из цветной бумаги стрелки. Минутная стрелка должна быть побольше чем часовая стрелка.

Сделать часы своими руками

Часы для занятий с ребенком

Определяем время вместе с ребенком


Как научиться определять время?
1. Для начала расскажите ребенку, что обозначает каждая стрелка.
2. На первом этапе можно начать обучение только с часовой стрелки. Обьясните по часам ребенку в какое время он встает (поставьте часовую стрелку на 7 часов), в какое время ребенок завтракает, обедает или ужинает, в какое время сон час, в какое время смотрит любимый мультфильм и т.д.
Для закрепления поиграйте в игру. Распологайте по-разному стрелки и спрашивайте "Который сейчас час?"
12.00 - двенадцать часов
10.00 - десять часов
3. После того как ребенок научится определять время с помощью маленькой часовой стрелки, можно приступить к обучению понятия минуты. Обьясните сколько минут показывает стрелка находясь на кажой цифре циферблата. Для этого вы распечатали циферблат о котором говорилось выше.
Поиграйте в игры на закрепление минут. Например ребенок ставит стрелки на бумажных часиках также как показывает время на настенных часах. При этом называет полность"Который сейчас час". Например:
08.40 - восемь часов сорок минут
06.25 - шесть часов двадцать пять минут
4. После того как ребенок усвоит и научится определять время используя и часовую и минутную стрелку, вы можете научить ребенка употреблять такие выражения как:
09.15 - пятнадцать минут десятого (это 15 минут после девяти)
08.50 - без десяти минут девятого (это 10 минут до девяти)
10.30 - половина одиннадцатого

Выполняем задания на закрепление. Часы
Для взрослых определение времени по часам не составляет труда, но для ребенка это совсем незнакомый механизм, который показывает непонятные цифры.

Зачем нужно ребенка учить определять время?

Представьте, что вы совсем не можете ориентироваться во времени. Вы не знаете, когда вам нужно выходить на работу, когда возвращаться домой, когда наступит обед или же, во сколько ложиться спать и просыпаться.

Также и ваш малыш не понимает, как долго нужно ждать, чтобы мама забрала его из садика. Он может капризничать, если вы говорите ему подождать пять минут, ведь он не понимает - сколько это, может ждать придется целый день.

Если малыш подрос до того возраста, когда его можно оставлять одного дома, вы скажите ему, что вернетесь через два часа, а без умения определять время по циферблату ребенок будет растерян, он не будет знать, насколько долго мамы не будет рядом.

Чтобы ваш малыш мог ориентироваться во всех этих вещах, а также был более дисциплинированным, а также готовым к школе, его необходимо обучить определению времени по часам.

С какого возраста ребенка можно начинать знакомить с часами?

Нет определенного возраста, начиная с которого следует учить ребенка определять время по часам. Основным фактором тут является умение считать и визуально распознавать цифры хотя бы до 60.

Некоторые детки могут это делать в пять лет, другие - в шесть или семь.

С чего начать? Основные принципы обучению времени

Для начала объясните крохе общее понятие времени. Скажите, что оно движется только вперед, а также имеет свои составляющие: годы, месяцы, недели, дни, часы, минуты, секунды.

Вспомните о тех понятиях, с которыми малыш знаком - день и ночь. Объясните, что в совокупности день и ночь представляют собой сутки, которые каждый день длятся одинаковое количество времени - 24 часа.

Расскажите, что есть утро, когда кроха просыпается и завтракает, день, когда малыш обедает и ложиться поспать, вечер, когда нужно ужинать и готовиться ко сну, а также целая ночь, когда ребенок спит.

Объясните, что родители определяют, когда пора вставать, кушать или ложиться при помощи часов.

Покажите ребенку часы, расскажите, что на них есть. Посчитайте вместе с малышом все черточки, объясните, что каждая из них - минута. Сколько же минут вы насчитаете на циферблате? Правильно, 60. Когда длинная стрелка проходит 60 черточек, проходит один час, а сколько часов прошло, показывают большие цифры.

Занятия с часами

Смастерите с малышом часы из разноцветного картона. Стрелки можно прикрутить при помощи гайки и болта, или же придумать другой способ.
В процессе изготовления часов рассказывайте малышу, что означают все эти черточки и цифры; что маленькая стрелка - часовая. Она двигается медленно от цифры к цифре; большая - минутная, она двигается быстрее, и когда она проходит полный круг, это значит, что прошел час.




Мы сделаем свои собственные часы и будем учиться определять время! Мы выучим интересные игры со временем, а так же сможем скачать полезные материалы!

Умение свободно ориентироваться во времени делает ребенка более самостоятельным и ответственным, поэтому лучше уже в дошкольном возрасте научить его определять время по циферблату часов. Хотя электронные часы значительно упрощают эту задачу, именно циферблат делает временное пространство более наглядным.

При этом очень важно постоянно помнить о том, что, когда мы учим время по часам, для детей понятие «минута», «секунда» и «час» являются очень абстрактными, так как они не могут сопоставить их с реальными временными промежутками. Этому моменту нужно будет уделить особое внимание.

  • Как сделать часы с ребенком своими руками ?

Достаточно просто. Для этого понадобятся:

  • циркуль (или готовая окружность);
  • плотный картон;
  • маркер;
  • простой карандаш;
  • линейка;
  • ножницы;
  • канцелярская кнопка с головкой.

Рисуем на картоне окружность, расставляем по ее краю цифры, обозначающие часы. Линейкой отмеряем расстояние от центра круга до цифр, изготавливаем такой длины минутную, более узкую, стрелку. А часовую делаем пошире и покороче. Фиксируем стрелки в центре при помощи канцелярской кнопки. Готово!

Можно использовать для изготовления более сложный готовый шаблон - например, распечатать часы с двигающимися стрелками на плотной бумаге для принтера и наклеить их на картонную основу.

  • Как научиться определять время?

Используя простой самодельный муляж , мы изучаем часы с ребенком по простой схеме:

  1. Объясняем, что маленькая стрелка показывает час, а длинная и узкая - минуту. Это объяснение выглядит более логичным, если обратить внимание на то, что часов у нас очень мало (поэтому и стрелка маленькая), но они долго длятся (поэтому стрелка такая широкая). А минут очень много (поэтому стрелка более длинная), но они быстро проходят (поэтому она такая узкая). Перемешиваем стрелки и просим малыша показать: какая стрелка показывает часы, а какая минуты? Упражняемся до тех пор, пока малыш не научится различать стрелки безошибочно.
  2. Учимся смотреть, сколько часов показала часовая стрелка. Обычно детки путаются, когда она ставится в промежуточное положение между двумя цифрами, поэтому нужно отработать этот момент.
  3. Объясняем, что в промежутке между двумя часами умещается пять минут. Для наглядности лучше использовать циферблат, где минуты прописаны отдельно. (Об этом пойдет речь в отельном пункте нашей статьи). Тренируемся: называем цифру и просим ребенка сказать, сколько это минут. После такой тренировки освоить минутную стрелку не составит труда.
  4. Переходим к заключительному этапу: ставим стрелки в определенное положение и предлагаем ребенку определить, сколько времени показывают в данный момент часики. Передвигаем стрелки, определяем время снова и т.д.

Затем просим малыша поставить самому стрелки в нужное положение (например, на 5:30, 6:40 и т.д.).

Обязательно отрабатываем наши навыки на настоящих часах. При каждой возможности, пока у ребенка еще не угас интерес, спрашивайте его, который час.

  • Зачем нужно знать, сколько времени? Время и распорядок дня.

Нередко ребенок, хорошо научившийся определять время, не понимает, для чего ему это нужно. Поэтому, когда мы изучаем время с ребенком, обязательно делаем занятия прикладными.

Так, используя специальные карточки, легко связать время с реальным распорядком дня малыша - ему будет интересно узнать, когда он просыпается, играет, убирает игрушки, идет в детский сад, смотрит мультфильмы, начинает занятия в спортивной секции. На этом этапе мы плавно переходим к пониманию длительности временного промежутка, учимся сопоставлять свои действия с циферблатом часов.

Образец карточек «распорядок дня школьника 1 класса в картинках»

  • Как наглядно показать ребенку 5 минут? Как наглядно показать ребенку 60 минут?

Как уже говорилось, ребятишки очень часто затрудняются в определении минут. Для того, чтобы этот навык был отработан до безукоризненности, можно использовать специальные циферблаты - например, циферблат с откидным краем. На верхней его части пишутся часы, каждый промежуток между соседними часами делится на 5 частей, которые прорисовываются ярким маркером.

Это помогает запомнить, что за один шаг стрелки от цифры к цифре пройдет 5 минут, а не одна. Под основным циферблатом крепим дополнительный, на котором прописаны все минуты (5, 10, 15 и т.д.). В процессе занятия пытаемся определить время и сравниваем, сколько минут навал ребенок, с обозначением на нижнем циферблате.

Можно сделать дополнительный циферблат с обозначением минут по внешнему краю от основного - зрительная память поможет ребенку усвоить эту информацию.

  • Наглядное изучение времени с конструктором

Для наглядности можно использовать обычный конструктор Лего, как мы его использовали для обучения наглядной математике . Циферблат рисуется на большом листе бумаги, по внутреннему краю - часы, по внешнему - минуты. Контуры его выкладываем блоками конструктора, такие же блоки используем, как стрелку. Перемещаем стрелку и определяем, сколько времени она показала.

  • Что можно сделать за 1 секунду? Что можно сделать за 1 минуту?

Для того, чтобы ребенок лучше прочувствовал длительность каждого временного промежутка, после того, как он научится работать с настоящими часами, проводим небольшие эксперименты - узнаем, сколько времени уходит на то или иное действие, что можно успеть сделать за обозначенный промежуток времени. Это можно делать в виде отдельной игры, а можно совмещать с обычными будничными делами - к примеру, попробуйте определить, сколько времени уходит у ребенка на завтрак, на умывание, на одевание. Так он понемногу научится рассчитывать свое время.

  • Изучение времени для дошкольников можно завершить простым упражнением, которое часто используется в школе: на циферблате рисуется определенное положение стрелок, а в окошечках под ним нужно написать, сколько времени показывает циферблат. Это задание применяется во многих тестированиях при поступлении в статусные школы.

  • И конечно же, любой ребенок с удовольствием отгадает пару загадок или выучит простой стишок про часы. Например, такие:

И день, и ночь они идут,

А с места не сойдут. (часы)

Бегает, как белка,

В циферблате … (стрелка)

Сделает последний свой шажок - и прошел еще один часок. (минутная стрелка)

Хожу без ног,

Говорю без рта.

Всем указываю,

Всем подсказываю. (часы)

Без лишних фраз,

Без лишних слов,

Подскажет тиканье часов,

Когда поспать,

Когда поиграть,

Когда на улицу бежать.

Часы своими руками из картона

Занятие для деток, которые уже знают цифры и уверенно считают. Теперь мы учимся определять время и даже выкладывать его из цифр на специальном табло.

Научить ребенка определять время можно уже в дошкольном возрасте; чем раньше он научится это делать, тем легче станет родителям. Кроме того, тестовые задания по умению работать с часами используются в качестве вступительных испытаний во многих статусных образовательных учреждениях.

Просто незаменимы часы из картона - для детей занятия с ними становятся гораздо более понятными и наглядными. При этом совершенно необязательно покупать фабричные методические пособия и муляжи часов, так как сделать часы своими руками для ребенка вполне может каждый родитель.

Что для этого нужно:

  1. Плотный картон.
  2. Циркуль.
  3. Маркеры.
  4. Ножницы.
  5. Пустой стержень от шариковой ручки.
  6. Спички.

Циркулем рисуем две окружности с одним центром - одну побольше, другую несколько поменьше. На внутренней окружности откладываем шестьдесят делений через равные промежутки и расставляем цифры согласно циферблату настоящих часов. Цифры пишем арабские, с римскими дети учатся работать примерно во втором классе начальной школы.

Вырезаем наши часы. Делаем для них стрелки - как обычно, широкую и короткую часовую и более узкую и длинную - минутную. Крепим их к циферблату при помощи кусочка пустого стержня, края которого затем расплавляем в огне горящей спички и сплющиваем спичечным коробком.

Готово! Смело можно брать такие изготовленные часы своими руками из картона в школу, когда придет пора ошлифовывать умение определять время.

Ну, а если мы хотим научить ребенка еще до школы, то для занятий заготовим пустой циферблат электронных часов (четыре пустых квадратных окошечка) и цифры к нему. Пригодятся также изображения часов, стрелки которых показывают определенное время.

Объясняем малышу основы: какая стрелка показывает часы, какая - минуты, сколько всего делений. А затем учимся определять по расположению стрелок, сколько сейчас часов и сколько минут. Если с часами обычно все складывается очень легко, то с минутами многие детки путаются. Поэтому можно нарисовать на циферблате рядом с обозначением каждого часа обозначение количества минут (10, 15, 20 и т.д.).

Пробуем на наших часах показать такое же время, как на картинках - ставим в нужное положение стрелки, определяем, сколько часов и минут мы получили.

Когда азы будут освоены, переходим к следующему этапу: на электронном циферблате выкладываем количество часов и минут, а ребенок показывает их на своих часах. Такое упражнение часто используется при поступлении в статусные школы.

И, конечно же, заключительным этапом станет отработка полученных знаний на настоящих часах. Интересуйтесь как можно чаще, сколько сейчас времени, обращайте внимание ребенка на часы, когда собираетесь куда-то или планируете через какое-то время куда-то пойти. Так малыш рано научится не только определять время, но и чувствовать и планировать.

Нравится

Окружающий мир для ребенка - это захватывающая сказка, полная приключений, волшебства, неожиданностей. Он быстро осваивается в нем, учится понимать основные законы и правила. Родители больше обращают внимание на такие интеллектуальные навыки малыша, как логическое мышление, развитие речи, обучение письму или чтению. Но очень важно также научить ребенка ориентироваться во времени, понимать, что такое минуты, сутки. Для этого отлично подойдут обучающие часы, которые вы можете купить на нашем сайте.

Когда стоит покупать обучающие часы?

Что такое время, ребенок уже уверенно знает в 1-2 года. Но пока для него это просто круглая тарелка со стрелочками на стене, которая весело тикает. Он узнает будильник на картинке в книжке, любит играть, надевая на ручку папины блестящие часики. Но ориентироваться по ним пока не умеет. Когда стоит их покупать и как правильно учить его определять время?

Нет одного универсального метода. Многие малыши уже в 1-1,5 года интуитивно понимают последовательность событий (утром мы встаем и идем в садик, а играть можно будет после обеда; папа приходит вечером, когда уже солнышко зашло). Но что такое минута или другая единица времени, они не знают. Они не ассоциируют те или иные события в своей жизни с конкретным временем. Это пособие для них может стать просто очередной красивой, но непонятной игрушкой.

Как видит время малыш? "Когда мы гуляли с мамой в парке, я видел голубя", "Я расстроился, когда Саша ушел домой раньше всех". Начинать знакомство с обучающими часами нужно тогда, когда малыш уже понимает и использует другие временные категории:

  • "до" и "после" (я встаю, мама готовит завтрак, а потом мы идем в садик, после сна меня забирает папа, после купания я смотрю мультик);
  • утро, вечер, день, ночь;
  • дни недели, времена года.
Конечно, рассказывать о времени суток нужно тогда, когда ребенок уже умеет считать до 12. Обучающие часы имеют две стрелки, но знакомство с минутами можно пока отложить.

Обучающие часы для самых маленьких: как работать с малышами

Проще всего ребенок воспринимает время, если у него есть определенный распорядок дня. Вы можете использовать обучающие часы для малышей как игру. Сначала изучите циферблат, найдите все знакомые числа. Попросите ребенка провести пальчиком от 1 до 12, называя их по порядку. Спросите, куда будет бежать стрелка. Направление движения стрелки запомнить непросто, но после этого дело пойдет на лад.

Играйте с обучающими часами, используя только одну, меньшую стрелочку. Пусть ребенок просто запоминает, где размещаются цифры, и учится их называть (стрелка на 3 - три часа, время полдника!).

Следующая задача - помочь ему понять течение времени. Поставьте стрелку на восемь. Это утро. Сейчас наш малыш проснется. Уже через 30 минут он должен быть в садике. Когда это будет? Поверните стрелку. А через три-четыре деления будет обед. Как пробежать стрелкой?

Работать с минутными стрелками можно уже в 4-5 лет, если дошкольник хорошо знает числа и понимает, как идет время, почему двенадцать - это и полночь, и полдень. Такое пособие станет для вас отличным помощником в этом непростом деле.

В нашем интернет-магазине вы можете купить обучающие часы для самых маленьких, настольные игры с ними, календари природы, материалы для изучения дней недели. Ассортимент товаров очень большой, выбрать полезные пособия для своего малыша здесь сможет каждый.

Марина Суздалева

Понятие времени достаточно абстрактно и трудно для понимания в детском возрасте. Малышам трудно усвоить, как секунды складываются в минуты, часы, сутки, а те, в свою очередь, в недели, месяцы, года и века. Именно поэтому для упрощения задачи и большей наглядности увлеченные мамы изготавливают для детей различные развивающие пособия, плакаты, календари, сенсорные коробки и часы своими руками.

Накануне старта нового игрового курса « » Клуб Увлеченных Мам проводит конкурс пособий и поделок на тему «Время». Все присланные работы очень интересные, и я уверена, что среди них вы найдете вдохновляющую идею для создания своего развивающего пособия.

Разворот «Времена года» в развивающей книжке

Близится летний период поездок, поэтому в разработке эскизы страниц нашей первой развивающей книжки, которая очень пригодится в дороге. Вот и решила, что пусть один разворот будет посвящён временам года.

Идея создания — это дерево, меняющее свой «наряд» в зависимости от . Маленькая подсказка в цвете названия времени года. А все буквы и «наряды» в мешочке рядом на страничке.

Для изготовления страничек развивающей книжки нам необходимо:

  1. Разная ткань. Для самой странички — хлопковая, для дерева — ткань коричневого цвета (фетр, кожа и т.д.), для всех деталей — твёрдый фетр различных цветов;
  2. Волнистая тесемка коричневого цвета, которую мы пришьём на ствол дерева;
  3. Нитки голубого цвета, которыми вышьем снежинки;
  4. Липучки, на которых держатся наряды дерева и названия времён года.

Процесс создания:

  1. Выкраиваем ствол дерева. Пристрачиваем тесемки;
  2. Выкраиваем все детали из фетра в двух экземплярах; на одну часть детали пришиваем жесткую часть липучки, затем сшивается со второй частью;
  3. На саму страничку пришиваем мягкую часть липучки, там где мы хотим разместить листву, цветочки;
  4. На другую страничку разворота также пришиваем мягкую липучку, на которую будем прикреплять название времён года;
  5. Пришиваем мешочек, в котором будем хранить «наряды» и буквы».

Работа готова!

Мама Гаврилова Фаина и дочь Таисия, 1г. 2мес., г. Архангельск.

Для участия в конкурсе я сделала «Куб времени», каждая грань которого раскрывает определенную характеристику времени. Для создания куба понадобилась коробка от подгузников, которую со всех сторон я покрыла белой самоклеящейся бумагой.

Первая грань – часы

Взяла, имевшийся у меня, деревянный циферблат. Картинку посередине заклеила белой самоклеящейся бумагой, чтобы подходил к концепции куба. Наклеила циферблат на двусторонний скотч. По этой грани можно изучать время, есть часовая и минутная стрелка.

Вторая грань – время года

Вырезала из имевшегося пособия цветные картинки – кроны 4 деревьев и по 6 картинок, характеризующих определенное время года. Картинки наклеила на картон, заламинировала скотчем, вырезала и приклеила на обратную сторону липучку. Таким же образом распечатала и изготовила 4 надписи времен года.

На грани, коричневой самоклеящейся бумагой приклеила ствол дерева, разместила липучки для кроны дерева, шести картинок и надписи времени года. Сначала ребенку показываем как меняется крона деревьев в зависимости от времени года, какие события происходят в природе.

Когда ребенок запомнит, что характеризует то или иное время года, можно давать ему задание сконструировать осень, лето и так далее.

Третья грань – дни недели

По вертикали наклеила цифры по порядку дней недели, по горизонтали — цветные прямоугольники с закругленными углами и названия дней недели. Прямоугольники наклеены по цветам радуги. Главная задумка этой грани, что каждый прямоугольник больше следующего на 1 единицу (у меня это 2 см), т.е. понедельник – 2 см, воскресенье – 14 см. Грань сделала по аналогии с палочками Кюизенера.

На данной грани изучаем последовательность дней недели от 1 до 7, рассказываем, что неделя состоит из 7 дней. При этом можно изучать счет, состав числа.

Например, неделя состоит из 7 дней — можно взять прямоугольник 2 см и померить сколько раз он влезет в фиолетовый прямоугольник (получится 7 раз – 7 дней). Можно объяснить, что если к понедельнику прибавить один день, то получится вторник, т.е. 1 прямоугольник + 1 прямоугольник = два прямоугольника по 2 см. Кроме того, можно изучать цвета радуги.

Рядом с каждой гранью я приклеила кусочек липучки, чтобы дочка прикрепляла на нужный день недели зверушку. Например, сегодня четверг, посадим белочку на четверг и т.д.

Четвертая грань – месяц и число месяца

Взяла пустую картонную коробку от конфет, выстригла прямоугольник, чтобы была видна картинка, сверху сделала отверстие, чтобы картинку вставлять. Коробочку обклеила со всех сторон белой самоклеящейся бумагой, приклеила к грани. Получился твердый кармашек. Распечатала картинку с названием месяца и событием, его характеризующим, приклеила картинку на картон, сделала маленькую ручку из картона, чтобы картинку было удобно доставать.

В качестве картинки можно использовать свои рисунки, аппликации, фотографии с запоминающимися событиями, чтобы у ребенка возникла ассоциация с тем или иным месяцем. Например, 14 апреля – день рождения, вставляем в кармашек фотографию со , либо фотографию нарядной елки в декабре и т.д. Посмотрел на кубик, и понятно какое сегодня событие и соответственно месяц.

Для числа месяца я распечатала на цветной бумаге числа от 0 до 9, 1 и 2 (11,22), наклеила их на картон, заламинировала скотчем, вырезала. На грань приклеила кусочек магнитной ленты, по кусочку магнитной ленты приклеила на каждую цифру. Таким образом, каждый день прикрепляем на магнит нужное нам число.

Пятую грань задекорировала часами и бабочками. Время как бабочки быстротечно… летит незаметно… не успеваешь поймать… Давайте наслаждаться сегодняшним моментом, жить настоящим… пока бабочка сидит на ладони и не улетела…

Ольга Антоненко и дочка Олеся 1 год 6 мес. г.Ярославль.

Развивающая книжка на тему «Время»

С рождением дочки я увлеклась шитьём . Со временем мои книги стали не только тренажером по развитию мелкой моторики, но и пособиями на разные темы. И одна моя знакомая попросила сшить её сыну книгу для того, чтобы он учился определять время. Признаюсь, задача стояла сложная. Во-первых, со своей дочкой я еще не проходила часики, для меня это была совсем новая тема. А с другой стороны, предстояло набрать материала для семи страниц и обложки.

В итоге решено было рассказать о временах года, времени суток, часах и распорядке дня.

Первая страничка - весеннее утро, далее летний день, осенний вечер и зимняя ночь. На каждой странице множество мелких деталей, которые указывают нам на время года или время суток. Например, белый снег, дым из трубы, заснеженные деревья говорят нам о том, что сейчас зима. А звездочки, луна, темное небо и спящий под ёлкой зверек указывают на то, что сейчас ночь. На этих страницах много секретиков и движущихся элементов, к сожалению, фото передаёт далеко не всё.

Прилагающийся маленький пальчиковый зайчик спит в кроватке, умывается, завтракает/обедает/ужинает, играет у себя в комнате, гуляет на детской площадке и купается в ванной. Все эти действия можно сопровождать передвижением стрелок на соответствующие значения.

Паровозик «Времена года»

Вторая моя работа, уже для дочки, но тут мы изучаем только времена года. Идея не моя, подглядела у фирмы Мякиши. Получился , который везёт 3 вагончика. У каждого вагончика свой цвет и все они по-особому украшены, потому что символизируют времена года. Зима - синий - ёлочка, снежинка. Весна - зеленый - тюльпанчик, солнышко. Лето - жёлтый - клубничка, бабочка. Осень - красный - жёлудь и жёлтый листик.

Вагончики соединены друг с другом крючочками, открепляются и собираются в любом порядке. К самой книжке крепятся на магнитах, а рельсы сделаны в виде шнуровки, шнурочек-рельса продевается в петельки-шпалы.

Паровозик нам очень нравится, так как нравятся вообще все паровозы, и, мне кажется, он абсолютно ненавязчиво закрепляет представление ребёнка о временах года.

Анна Иванова и дочка Машенька 2 г. 6 мес., Московская область.

Календарь

Для знакомства со временем делали с дочкой календарь и игру «Часовое лото». Но так как делали пособия не сейчас, то фото процесса нет. Календарь рисовала Алиса, я ей помогала немного и распечатала названия месяцев и дней недели.

Про месяца и времена года у нас есть книжечка, там чудесные стишки! И конечно же мы обсуждаем на прогулках: какое время года,чем оно особенно, какой месяц, какие приметы у каждого месяца, Названия пока все путаются, но вот у кого когда дочка знает точно! Про дни недели выучили маленький стишок:

Подскажите-ка нам, звери,
Как запомнить дни недели?
Первый-понедельник —
Зайка-рукодельник!
За ним приходит вторник —
Соловей-задорник.
За вторником – среда,
Лисичкина еда.
За средой четверг —
Волк глазами сверк.
За четвергом к нам пятница
Колобком прикатится.
За пятницей – суббота,
Баня у енота.
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье.

На названиях сделали маленькие иллюстрации соответствующие стишку. Почему маленькие спросите вы? Потому что дочка очень любит искать все маленькое и играть миниатюрными героями! Теперь каждое утро мы меняем название дня недели. И раз в месяц — название месяца.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Игра «Часовое лото»

Для изучения времени сделали с дочкой игру » Часовое лото» . Крутим стрелки по очереди и загадываем какое время нужно отыскать. Пока ищем полный час и половину часа. Минуты еще сложно. Пособие легко разбирается и складывается в пакетик, а надевание мини карточки с цифрой на зубочистку, тренирует мелкую моторику.

Анастасия и дочки Алиса 3г. 6мес. и Вера 6 мес. Украина г. Днепропетровск.

Почему именно часы? Как сказал наш сын Арсений: «….знать время важнее, ведь мы всегда смотрим на часы, а у меня своих часов пока нет. А дни недели я и так запомню». Вот так и появилась эта развивающая поделка — игрушка своими руками.

Часы Арсений делал вместе с папой. Предлагал материалы для изготовления, помогал по — возможности наклеивать цифры на циферблат, скреплять детали, следил за изготовлением и давал советы.

Для изготовления часов понадобились:

  • для циферблата : крышка от коробки с обувью в форме квадрата;
  • для стрелок : пластиковые вилка и ложка (был вариант вырезанных стрелок из картона, палочек от мороженого и медицинских деревянных шпателей);
  • для цифр : гофрированный картон (был вариант сделать цифры из палочек, пластилина, спичек, песка, насыпанного на клей ПВА или на липкую ленту, нарисовать маркером, приклеить оставшиеся цифры без магнитов из набора букв и цифр);
  • для скрепления деталей : крышка от бутылки с газированной водой, болтик и гаечка из металлического конструктора.

Когда сделали поделку, Арсений вдруг спел песенку из «Фиксиков»: «Часики идут, часики идут, часики минуты берегут». Все, личное время запущено!

Арсений Зиновьев, 5 лет, п. Шушенское, Красноярский край, папа Андрей Александрович Зиновьев и мама Жанна Владимировна Зиновьева.

Настенное панно, часы и плакаты

У нас настенное панно и небольшие плакаты, помогающие обобщить и освоить ребёнку временные понятия.

Пособие изготавливалось лет пять назад для старшей дочери. Со временем оно пополнялось новыми плакатами и теперь мы его применяем в играх с младшей дочкой.

Сначала главной целью было научить дочку ориентироваться в днях недели, чтобы она знала, когда наступают выходные или другие дни недели с запланированными на них событиями. Далее необходимо было изучить все понятия времени, что не так уж и просто.

Панно разделено на четыре части по горизонтали и на две по вертикали:

  • небесная часть (верхняя) показывает смену времени суток (утро – день – вечер — ночь);
  • земная часть (нижняя) показывает смену времён года (весна – лето – осень — зима).

Через всё панно едет паровозик «Неделька» . Каждый вагончик — это карман определённого цвета. Номера и названия в соответствии с днями недели и цветами радуги.

Позже появились небольшие плакаты:

  • схема вращения Земли вокруг солнца для изучения временных понятий: год, месяц, сезон;
  • часики с вращающимися стрелками , помогающие ориентироваться во времени суток (внешний круг — минутный, внутренний — две часовые шкалы);
  • табличка с римскими цифрами для старшей дочки.

Как играть с панно и плакатами?

  • Рассматриваем панно, обсуждаем приметы времён года и суток, рассказываем считалки или стишки про цвета радуги и дни недели.
  • Готовим картонную игрушку (сами рисуем или вырезаем из журнала), которая будет путешествовать на паровозике «Неделька» и подсказывать нам с утра, какой сегодня день недели. У нас это детёныш коалы — Коля.
    Каждое утро мы пересаживаем Колю в следующий вагон, который соответствует сегодняшнему дню недели, обсуждаем, что это за день (как называется, какой по счёту, что интересного нас ждёт в этот день, какой был вчера, а какой будет завтра и т.п).
  • Можно в вагончики вкладывать записочки, где будет нарисовано или написано, что чудесного произойдёт в этот день, т.о. вечером в воскресенье можно запланировать предстоящие события на всю неделю (еженедельник).

Это очень весело! С таким панно можно быстро и ненавязчиво запомнить дни недели, а ребёнка .

С часиками придумываем разные игры с заданиями (изучаем строение циферблата часов, понятия полдень, полночь, четверть часа и прочее).

Изготавливается панно с плакатами быстро и просто. Под силу любому родителю.

Необходимые материалы: картон цветной и белый, цветная бумага, краски, клей, ножницы, разные вырезки из журналов, небольшое умение рисовать и Ваша фантазия. Для стрелок часов нужен небольшой шурупчик с гайкой, чтобы они могли вращаться.

Вот и всё! Можно играть весело и с пользой!

Ирина Брусянцева и дочки Лера (9 лет) и Рита (3.5 г.), г. Оренбург.

Сенсорная коробочка «Времена года»

Наша работа — это «Времена года», которая была изготовлена для знакомства ребёнка с временами года. Она состоит из четырёх отдельных коробочек — четвертинок круга. Каждая часть представляет собой определённое время года и имеет соответствующее содержимое:

  • У зимней — наполнитель искусственный снег из полиэтилена, конфетти в виде снежинок и пенопластовые шарики (снежки). В дополнение — игрушечные лыжи, коньки, снеговик и кусочек льда из пластмассы;
  • Весенняя – окрашенный в светло зелёный цвет рис. Стеклянные шарики напоминают воду, а камушки землю, ещё не покрытую травой. Дополнение — цветы подснежники и птицы, вернувшиеся из тёплых краев;
  • Летняя – вермишель темно зелёного цвета — это трава, бабочки и божьи коровки разных размеров, стрекоза, пчёлка, гусеница, земляника, цветы;
  • Осенняя — горох, сушеный шиповник, жёлуди, орехи фундук и грецкие, кедровая и сосновая шишки, косточки от слив и абрикосов, игрушки от деревянной шнуровки — яблоки, груши и грибы.

По краям внутри коробок прикреплены сезонные животные, а снаружи названия и символы месяцев. Небольшой прищепкой по краю коробки мы отмечаем текущий месяц.

В центр между коробочками мы поставили дерево. Оно склеено из четырёх картонных заготовок, и каждая часть украшена аппликацией:

  • Зимнее — из ватных дисков и снежинок, дополнено и кормушкой из спичечной коробочки;
  • Для весеннего , мы использовали технику квиллинга и набор страз, внизу приклеено гнездо из ниток;
  • Летнее , оформлено листиками из тыквенных семечек и яблоками из пенопластовых шариков, окрашенных акриловыми красками.
  • Осеннее украшено смятыми из цветной бумаги шариками.

Аппликации дочка делала сама с моей небольшой помощью. К сожалению фотографий процесса изготовления нет, так как работа делалась немного раньше конкурса.

На протяжении месяца, с момента изготовления — это у нас самая популярная игрушка. Играем в тематические игры. Дочка по нескольку раз в день роется в коробочках. Играет птицами, садит в кормушку и гнездо, кормит травкой. Собирает яблоки и грибы для ёжика и орехи для белок. Ставит на коньки и лыжи кукол. Ищет насекомых и цветы разного цвета. Особенно любит выбирать из коробок стеклянные шарики, считает сколько нашлось, потом ищет еще и прибавляет — развиваем математические навыки.

Развиваем мышление — прошу рассказать дочку о приметах каждого времени года, на примере коробочек. Названия месяцев и их последовательность она уже отлично знает. Еще я ставила дерево летней стороной к зимней коробочке и мы рассуждали, когда и где такое бывает (оранжереи, зимние сады, южное и северное полушария земли).

Ирина Патрушева и дочка Лера, г. Белогорск, Амурской области.

Фетровый календарь я сделала пол года назад для своей младшей дочери, которой сейчас 4,5 года. Мы живем во Франции, тут в магазинах море различных пособий и календарей из ткани, картона и других материалов. Я купила некоторые из них, но они оказались совершенно непригодными почему-то, дочке вообще непонятно было, цель была не достигнута.

Тогда я придумала свой. Просто отобразила на ткани то абстрактное видение времени, которое есть у меня. На календаре я поместила большинство понятий:

  • год, времена года, месяцы;
  • погоду;
  • дни недели (как в старом советском дневнике), суббота и воскресенье — отдельным цветом;
  • понятие дня и ночи — цикличность,
  • 4 основные части дня.

У ребенка были трудности с пониманием одного дня. Для нее утро до дневного сна — это был один день, а после дневного сна и до ночи — другой. Я приблизительно визуально отобразила для ребенка длительность дня, ночи и части дня. На календаре понятно, что от начала утра и до конца вечера столько же времени, сколько и длится ночь. Мы знаем, что на самом деле все не совсем так, но для этого возраста именно такое объяснение будет самым оптимальным.

И самое главное — я разместила все основные 30/31 дней месяца сразу. Отдельно — каждый десяток рядами (визуальное отображение трех первых десятков, математика в действии), и 31-й день — отдельным цветом.

В отличие от готовых материалов, я все эти дни пришила, а не сделала на липучках (липучки все время отваливаются, и для меня было главным, чтобы ребенок увидел весь месяц сразу). 28 дней февраля обговариваем отдельно.

Результат моей работы был достигнут: дочь сразу все поняла, с первого раза. Мы периодически подходим к календарю и пальчиком показываем, какой сегодня день, какая погода, какой месяц года, какое число.

Все рисунки, цифры и слова — вышиты мной. Календарь можно постирать. И он еще может не один год прослужить, и не только нам. Если кому-нибудь из мамочек идея поможет, буду только рада.

Елена, г.Тулуза, Франция.

Какими пособиями пользуетесь вы? Расскажите в комментариях!