Как называется вьетнамская шляпа. Как называються вьетнамские шляпы? Фото Головной убор во вьетнаме название

  • Дата: 20.03.2024

Часто головной убор является визитной карточкой страны. При слове «Вьетнам» сразу же представляются зелёные поля и крестьяне в оригинальных светлых головных уборах, собирающие рис. Как называется шляпа, которая испокон веков защищала трудолюбивых вьетнамцев от солнца и дождя и продолжает это делать по сей день – об этом в нашей статье.

Конический головной убор, сделанный из высушенной травы или листьев пальмы, называется нон. Материалом для плетения выступают широкие листья тропических растений, которые жаркое солнце высушивает добела и обработанные прутья из бамбука. На голове надёжно фиксируется шелковой лентой.

Есть две разновидности подобных уборов:

  • Нон ла – шляпа-лист, самая распространённая модель.
  • Нон бай тхо – шляпа-стихотворение. Называется так, потому что на поверхность снаружи мастер наносит стихи, которые можно увидеть только на просвет.

Важно! Разновидности шляпы нон не только конические, распространённая на севере страны нон куаи тхао – плоская, с небольшими полями.

Плетут нон ла только вручную и квалификация мастера должна быть высокой, иначе огрехи будут видны всем. Некоторые деревни живут этим промыслом. Дети учатся у родителей чистить, высушивать, прессовать, раскладывать, сшивать листья. Вкратце процесс можно представить так:

  • сбор зелёных пальмовых листьев;
  • проглаживание их на разогретом металле;
  • обработка горящей серой против плесени, насекомых и для закрепления белого цвета сырья;
  • соединение 16 обручей из бамбука для каркаса шляпы;
  • поэтапное размещение листьев на нём и сшивание их прочной нитью.

Вьетнамский головной убор всегда выглядит так, словно его касалась не человеческая рука, а неведомый волшебник создал подобное совершенство. Стежки ровные и выверенные, узлов соединений никогда не видно, форма нон ла и длина полей идеальны.

Справка! Подобные шляпы есть и в других азиатских странах: Китае, Корее, Японии, Камбодже. Называются он по-разному, но коническая форма едина для всех разновидностей.

История возникновения

Появление шляпы оригинального фасона связано со старинной легендой. Она повествует о некой женщине, высокой и прекрасной, которая появлялась в разных поселениях. Природа благоприятствовала странствиям: при её приближении вместо туч и дождя сразу же устанавливалась замечательная погода. На голове у неё была чудесная шляпка, состоящая из листьев и бамбука.

Вьетнамцы научились у неё возделыванию полей, выращиванию деревьев, овощей и фруктов. Наступил момент, когда женщина перестала появляться, она исчезла, и никто не знал, почему это произошло. Но все были уверены, что волшебница теперь в раю. Для защиты от жары и ненастья, от невзгод и болезней жители страны стали делать такие же шляпы, как у их покровительницы. Вера в их чудодейственную силу живёт в народе до сих пор.

Азиатская шляпа в наше время

Нон ла удобна, практична и выручает во многих жизненных ситуациях:

  • защитит от палящего солнца;
  • послужит зонтиком в дождь;
  • замаскирует зеркальце на внутренней стороне шляпы у некоторых девушек;
  • используется как корзина для фруктов и овощей;
  • после погружения в воду, чуть отжатая, будет охлаждать от жары;
  • станет при необходимости ёмкостью для переноса воды.

До сих пор подавляющее большинство населения хранит верность национальному головному убору. Конечно, вьетнамская шляпа дорога прежде всего жителям провинций. Стар и млад в городках и сёлах ходят в нон ла. Молодые люди используют её для признаний в любви – в подаренной шляпе девушка найдёт записки и стихи, или для любимой сразу же приобретается нон бай тхо с романтическими строками. Молодёжь крупных городов одевается по-другому. Национальный головной убор надевается в дни праздников или на свидания. Ведь в нём так удобно прятаться от взглядов прохожих при поцелуе.

Туристы всегда с удовольствием приобретают нон ла и привозят из поездок в качестве сувениров. Оригинальные головные уборы вдохновляют дизайнеров на использование этих предметов в интерьере и создание стилизованных больших и малых светильников.

Первое, что бросается в глаза по приезду во Вьетнам – обилие конических шляп. Эти, сделанные из пальмовых листьев шляпы, сравни самому Вьетнаму. Причем они не просто удобны. В тропическом климате шляпы укрывают людей от дождя и защищают голову человека от палящего солнца.

Древнейшее известное изображение конической шляпы сделано 3 000 лет назад. Однако и поныне пальмовая шляпа считается принадлежностью традиционного костюма вьетнамской женщины.

Согласно вьетнамской этике: красота должна быть нежной и утонченной, а под шляпкой лицо девушки кажется более очаровательным и таинственным.

Вьетнамские девушки заботятся о своей шляпке, как об украшении. Иногда они даже крепят маленькое круглое зеркальце на внутренней части головного убора для тайного наблюдения за своей внешностью.

В числе самых известных мест, где изготавливают конические шляпы – деревня Чуонг в провинции Хатэй, что неподалеку от Ханоя. С давних времен этот населенный пункт был известен производством традиционных конических шляпок «нон» из листьев латании (веерной пальмы). «Нон» деревни Чуонг знамениты прочностью и изящностью.

Изготавливают конические шляпы и жители деревни Тау Хо, что неподалеку от города Хюе. В деревне едва ли не 80% семей занимаются этим древним традиционным ремеслом. Сегодня они делают три вида конических шляп: простые шляпы ла-ке, трехслойные шляпы и «шляпы со стихами». Листья пальмы собирают, когда они еще зеленые. Мастера гладят их на раскаленном железном листе. Здесь важно отрегулировать температуру. Высокая температура делает листья хрупкими, а низкая температура делает листья гладкими только на первое время, затем они опять становятся шершавыми. После глажения листья окуривают дымом горящей серы, чтобы предохранить их от плесени и поедания разными насекомыми. Для каркаса и обруча используют веточки бамбука. Перед этим пучки веток долго висят под кухонным потолком. Кухонный дым также делает бамбук устойчивым к плесени и насекомым.

Красота шляпы очень во многом зависит от умелых рук мастера. При шитье шляпы мастер должны делать ровные петли, одного размера. К тому же умелый мастер прячет узлы нитей так, что при осмотре шляпы видны только красивые и ровные петли. Издали шляпа должна блестеть на солнце, но при этом, если посмотреть сквозь шляпу на солнце, в ней не должно быть ни одного видимого отверстия. Все швы должны быть гладкими и равномерными, без выпуклостей. Так что изготовление конических шляп совсем не простое дело.

«Шляпы со стихами» требуют еще больше опыта и усердия, чем обычные. Этот тип шляпы обычно делается из листьев дерева «ксан», которые имеют форму веера. Большие листья разрезаются, связываются в пучки по 10 штук, и затем приминаются и просушиваются на углях. После просушки листья проветриваются на воздухе всю ночь. А затем опускаются в воду, разрезаются на полоски и проглаживаются. Края и прожилки срезаются, поэтому шершавая сторона листа незаметна. Между слоями листьев помещается бумага. На такие «шляпы со стихами» мастера наносят лирическое стихотворение, текст которого виден только при взгляде на шляпу против солнца.

Местные жители продают шляпы за 5000 донгов, (около 30 центов), из них от 2000 до 3000 донгов – их выручка. Остальное стоимость аренды места. Таким образом семья за месяц тяжелой работы зарабатывает около миллиона донгов.

Эрих Мария Ремарк когда-то сказал: "Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов". Во Вьетнаме не нужно задумываться, какую шляпу надеть, и подходит ли она к лицу. Разумеется, азиатскую, в форме конуса, без которой, собственно, Вьетнам трудно себе представить.


Однажды, как гласит легенда, гигантский дождь потопом сошел на землю, заливая все вокруг. Сжалившись над людьми, с небес спустился посланец, чтобы попытаться развеять облака и прекратить ливень. Это была огромная богиня с закрученными вокруг головы листьями, связанными бамбуковыми палками. Она долго оставалась с людьми, укрывая их своей головой от низвергающегося ливня. Но вот однажды люди задремали, а когда проснулись, то богини не увидели, та возвратилась на небеса. Люди, вспомнив, что голова посланца всегда оставалась сухой, пошли в лес, чтобы собрать широкие и круглые листья, которые сшили на бамбуковой рамке. Так появилась шляпа, ставшая защитой от дождя и палящего солнца…

Родиной азиатских конических шляп считается Восточная и Юго-Восточная Азия - Вьетнам, Китай, Корея. Япония. Скорее всего, во Вьетнам они попали из Китая (хотя с точностью утверждать не берусь) с продвижением китайской экспансии на юг, внедрившись в повседневную жизнь вьетнамцев. С виду похожи, но называются по-разному. В Китае - du lì, в Японии – sugegasa, в Корее - satgat, а во Вьетнаме - nоn lа (нон), что означает шляпа-лист.

Само название вьетнамской уже говорит о том, что изготавливают шляпы из плотных пальмовых листьев. В условиях муссонных дождей и безжалостного солнца такие абсолютно незаменимы как для крестьянина, вкалывающего на рисовых полях, или рыбака на реке, так и жителя суетливого города. А еще можно охладиться, погрузив шляпу в воду, и затем снова ее надеть. Или воспользоваться как ручным вентилятором-опахалом. Или превратить в небольшой контейнер, поместив туда фрукты и овощи. Или скрыть поцелуй, укрывшись завесой от любопытных глаз. Да и вообще удобно оставаться неузнанным под тенью полей укромной крыши, незаметно наблюдая за происходящим вокруг, или спокойно себе дремать.

В стародавние времена «нон» носили только мужчины, сейчас - в основном женщины. Во всяком случае, мужчины в шляпах практически не попадались. И по форме шляпы отличаются друг от друга. Мужская не такая широкая, с небольшим набалдашником в виде башенки наверху. В разное время существовало свыше 50 разновидностей - для взрослых, детей, солдат, монахов и даже носящих траур. Еще шляпы различают по высоте и диаметру.

Считается, что ныне 80% населения Вьетнама не изменяет старым традициям, водружая «нон» на свою голову. Да и иностранные туристы не прочь приобрести недорогой, за пару-другую долларов, экзотический убор. Авось на садовом участке пригодится. Только вот транспортировать хлопотно, ни в один чемодан не помещается. А в России уже попадалось предложение купить за 1500 рублей.

Существует несколько разновидностей nоn lа. Кроме традиционной формы конуса, «нон» может быть в виде плоской шляпы с маленькими полями – "нон куаи тхао" (nоn quai thao), традиционной для северной части Вьетнама. Но самые лучшие шляпы, как считается, делают в древней столице Вьетнама – городе Хюэ. Это шляпа «нон баи тхо» (nоn bаi thо) или "поэтические лист", на которой сверху размещают рисунки и стихотворные строчки, видимые на просвет снизу.

Местом зарождения искусства изготовления таких шляп считают деревню Тэйхо, недалеко от Хюэ. Как делают эти шляпы, мы наблюдали недалеко от гробницы императора Ты Дык под Хюэ, где местные умельцы изготавливают не только эти головные уборы, но и знаменитые ароматные палочки, те самые, что потом несут в храмы по всему Вьетнаму.

Плетение шляп "нон" - настоящее искусство. Сначала нужно тщательно подготовить пальмовые листья - нарезать, просушить и пропитать их чуть ли не утренней росой. И лишь затем, прогладив, переплетают их на раме из тонкого бамбука и сшивают шелковой ниткой. Для «поэтического листа» существует особая технология подготовки. О мастерстве изготавливающей шляпу мастерицы судят по плотности прилегания листьев друг к другу, отсутствии видимых узлов, тонкости наносимых на листья стежков и округлости обода.

Каждый убор снабжается лентой, придерживающей шляпу на голове. Лучше всего, когда лента сделана из натурального материала, тогда подбородок не чешется. Такая лента, особенно разноцветная, очень украшает не только убор, но и самого обладателя шляпой. Зачастую вместо ленты многие прикрепляют небольшой платок, который используют как повязку, прикрывающую лицо.

И это, наверное, не все, что можно рассказать об удивительной вьетнамской шляпе.

Азиатская коническая шляпа общепринята в Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии, особенно в Бангладеш, Бутане, Китае, Камбодже, Индии, Индонезии, Японии, Кореяи, Малайзии, Мьянме, Филиппинах, части русской Маньчжурии и Вьетнаме. Она держится на голове при помощи подбородочного ремешка. Стиль этой шляпы используется в основном для защиты от солнца и дождя.

Когда она выполнена из соломы или рогожи, ее можно окунуть в воду и носить в качестве импровизированного испарительного охлаждающего устройства. На Филиппинах такие шляпы носят крестьяне, но и даже дворяне в богатых вариациях с драгоценными камнями или изготовленные из панцирей черепах.

Такие шляпы носили туземные солдаты, особенно в испанской колониальной армии в последние годы испанского колониального периода. Аналогичным образом в Индии и Борнео, простые конические шляпы носили простолюдины во время повседневной работы. В Сабах красочные конические шляпы носят для определенных танцев, а в Ассаме их развешивают на домах как украшение или носят для особых случаев. В Китае такие шляпы, как правило, связаны с фермерами. Во Вьетнаме, название «Нон Ла» («Non la») переводится, как «шляпа лист». Образы подобных шляп были выбиты на барабанах Нгок Лу около 3000 лет назад.



Эта шляпа была изображена на антиквариате - на бронзовом барабане Нгоклу, на бронзовом сосуде Даотхинь 2500-3000 лет назад.

В ходе истории, просуществовав в течение разных эпох, шляпа нон меняется как по фасону, так и по материалу, из которого она сделана. В начале, когда еще не было инструмента для шитья, шляпа была вязаная. А современная пальмовая шляпа, шитая с применением иголки, появилась уже в железном веке (примерно в третьем веке до н.э.).

Материал для пальмовой шляпы не сложен - листья пальмы Sabal palmetto, нитка из волокон лесного растения, очень упругая для шитья (теперь используют нейлоновую нитку для этой цели), и бамбук для каркаса и обруча. Пальмовые листья собирают, когда они еще зеленые и мятые, и мастера гладят их тряпичной вязькой на раскаленном железном листе. Здесь важно отрегулировать температуру - высокая температура делает листья хрупкими, пожелтевшими, а низкая температура делает листья гладкими только на первое время, затем они опять становятся мятыми. После глажения листья держат еще над огнем горящей серы, чтобы листья лучше отбеливались, и чтобы предохранить их от развития плесени и поедания разными насекомыми.

Для каркаса и обруча шляпы выбираются стволы бамбука с длинными поленьями, их размещают на потолках кухни - дым делает бамбук устойчивым к плесени и насекомым. В деревне Чуонг (уезд Тханьоай, Ханой), известной производством качественных шляп, готовят каркас шляпы из 16 обручей. Красота шляпы очень во многом зависит от умелых рук мастера. При шитье шляпы мастера должны делать ровные петли, одного размера. Обычно нити для шитья шляпы имееют разные длины, и их необходимо соединить при шитье. Умелый мастер может спрятать узлы соединения нитей так, что при осмотре шляпы мы видим только красивые, ровные петли шитья.


Иногда мастера наносят на пальмовые листья различные узоры, картинки или лирическое стихотворение, которое видно только при взгляде на шляпу против солнца - таким шляпам дали название «шляпа - стихотворение».

Вьетнамцы носят пальмовую шляпу и во время полевых работ, по пути на базар или на народных празднествах. Неудивительно, что вьетнамцы привязаны к этой простой шляпе, где бы не встречали ее в нашем мире.

Форма шляпы позволяет защитить голову от палящих лучей солнца, а в дождь соломенная шляпа «Non la» служит в роли зонта. Кстати, дожди во Вьетнаме идут очень часто. Бывает несколько месяцев подряд. Шляпу можно использовать и в качестве корзины для сбора овощей, и в качестве емкости для воды. Ею очень удобно обмахиваться в жару, т.е. использовать как веер. Молодежь тоже нашла применение соломенной шляпе - скрываться за ней для поцелуев во время свиданий

Знаменитую вьетнамскую шляпу можно купить практически в любом месте, где продаются сувениры. Почти в каждом городе Вьетнама шляпу можно приобрести на центральном рынке. Стоимость такой соломенной шляпы несправедливо низкая - от 10,000 до 100,000 донгов (от 0,5 до 5 у.е.).

Вьетнамская шляпа нон.
Вьетнамская шляпа нон &ndash- неотъемлемая часть вьетнамского мужчины и женщины. Этот традиционный вьетнамский головной убор был изображен на старинных вещах - на антикварных барабанах Нгоклу на бронзовом вьетнамском сосуде 2500-3000 лет назад.
Во время истории, существуя в течение различных эр, шляпа нон изменяется и на стиле, и на материале, из которого она сделана. Вначале, когда все же не было никакого инструмента для шитья, шляпа нон была связана. И современная пальмовая шляпа нон, сшита с применением иглы, уже появилась в Железном веке (приблизительно в третьем веке до н.э).
Материал для пальмовой шляпы нон не трудный &ndash- листья пальмы пальметто Sabal, нити от волокон лесного дерева, очень упругие для шитья (теперь используют нейлоновую нить), и бамбук для структуры и обруча. Пальмовые листы собираются, когда они еще зеленые и крепкие, и разглаживаются тряпкой на горячем железном листе. Здесь важно приспособить температуру &ndash- высокая температура делает хрупкие листья, превращая их в желтый, и низкая температура делает листья, гладкие только первоначально, тогда они снова становятся прочными. После глаженья листья держатся на огне горящей серы, что бы листья лучше отбеливались и защищали их от деформации формы и различных насекомых.
Для изготовления структуры и обруча шляпы нон пальмовые стволы пропитываются составом, бамбук пропитывается дымом и становится устойчивым против природы и насекомых. В деревне Чуонг (район Тхэниоей, Ханой), известный производством качественных шляп, готовят структуру шляпы нон от 16 обручей. Красота шляпы нон очень во многих отношениях зависит от умелых рук владельца. Когда шитье шляпы нон должно сделать равные петли, одного размера. Обычно нити для шляпы нон, имеют различные длины, и они соединяются между собой при шитье. Квалифицированный владелец может скрыть узлы связи нитей так, чтобы в шляпе рассмотрели, мы видим только красивые, равные петли шитья.
Вьетнамцы заботятся о шляпе нон, украшая их, с части внутренней, духовной жизни. Иногда имеется маленькое круглое карманное зеркало наверху конуса шляпы &ndash- для секретного обзора, наблюдая точность появления. Иногда владельцы шляпы нон помещают различные образцы, картины или лирическое, которое видимо только в представлении о шляпе нон против солнца на пальмовых листах &ndash- таким шляпам, дали имя "шляпа - стихотворение".
В фольклорных танцах со шляпами нон, выполненными девочками в изящном аозай, всегда выставочная нежность и мягкость вьетнамских женщин.
Вьетнамская коническая шляпа нон
Пальмовую шляпу нон считают неотъемлемой часть традиционного головного убора вьетнамской женщины и мужчины. Шляпа нон может принять различные формы &ndash- форма конуса, с широкой пустотой или немного более тонкая &ndash- для укрытия человека от дождя и защиты от палящего тропического солнца. Купить шляпу нон для защиты от плохой погоды. Шляпа нон украсит любого, благодоря своему универсальному размеру