Говори правильно! Лучшие способы обучения правильной постановке ударения. Как научить ребенка ставить ударение Учим делать ударение в слове

  • Дата: 08.03.2024

Как только дети идут в первый класс, перед ними появляется множество новых интересных и сложных задач. С некоторыми ребенок справляется быстро, а другие превращаются в настоящую проблему. Например, для многих детей очень непросто правильно определять ударение в слове. Вам понадобится:

  • — кубики Зайцева.

Чтобы объяснить ребенку, что такое ударный слог, произносите слова протяжно, «позовите» слово. Например, ма-а-а-ама, Та-а-а-аня, Ми-и-и-иша. При этом выделяйте ударный слог, можете даже кивнуть головой или присесть. Потом покажите, что будет, если сместить ударение: мама-а-а-а, Таня-а-а-а-а, Миша-а-а-а, чтобы ребенок ощутил разницу. Потренируйтесь на знакомых ребенку словах, например, на его имени, кличке домашнего любимца и т. д.
Сначала берите простые слова из двух слогов и вместе с ребенком определяйте, на какой слог падает ударение, на первый или второй. Для малышей просто произносите слова, для детей постарше напишите слова на бумаге или доске. Произнося слова, простукивайте слоги, выделяя более громким стуком ударный слог.
Объясните ребенку, что для определения ударного слога не следует делить слово на слоги. Попросите его произносить слово, растягивая ударный слог, но не разделяя по частям. Ребенку постарше объясните, что ударение может падать только на гласный звук.
Если есть возможность, используйте кубики Зайцева, которые отличаются от обычных тем, что содержат не буквы, а слоги. Сложите слово из нескольких слогов, предложите ребенку определить ударный и поставить на него кубик с нарисованным знаком ударения. Конечно, помогайте ребенку первое время, пока он не наберет достаточно опыта.
Задавайте ребенку шутливые загадки, например, кто такой бЕгемот или что такое молОток, чтобы ребенок научился «играть» ударением. Благодаря таким веселым тренировкам ребенок получает свободу управлять звуками, которая очень помогает при чтении слов и правильном определении ударения. Связанная статья Как правильно ставить ударение в словах «облегчить», «облегчен», «облегченный» Малыш растет, постепенно знакомясь с окружающим миром, в котором все необычно, интересно. Мы, взрослые, уже привыкли к обыденности жизни и часто то, что для малыша является трудным, вызывает у нас недоумение. Когда ребенок впервые видит игрушку, он и понятия не имеет, что с ней делать. Взрослому необходимо быть рядом, показать, для чего этот предмет нужен, а при затруднении направлять действия малыша.

Вам понадобится:

  • — погремушки
  • — музыкальные игрушки
  • — куклы
  • — машины
  • — конструктор
  • — посуда
  • — игровой набор доктора, парикмахера, продавца

Первые игры малыша.
Когда малыш только родился, игрушки его еще не интересуют. Вы можете сколько угодно ему их показывать, но не увидеть ответной реакции. Просто для новорожденного в это время большое значение играют звуки, прикосновения.
Примерно в 1,5-2 месяца малыш начнет видеть свои первые погремушки, яркие, звонкие, красивые. А еще через месяц (каждый в свое время) начнет держать их. Каждый месяц в отношении ребенка к игрушкам будут наблюдаться новые проявления.
Взрослым важно не оставлять ребенка наедине с игрушками, так как пока что он может лишь подержать их в руках, а игры как таковой не будет. Раскройте перед малышом все возможности игрушки, проделайте это несколько раз сами и вместе. Покажите ему, как катится машина, мячик, например. Вскоре вы сами увидите, что ребенок научился пользоваться этой игрушкой и самостоятельно выполняет действия.

Играем с детьми 1,5 – 2-летнего возраста.
Уже с 1,5-2 лет можно разыгрывать с детьми различные бытовые ситуации, например, приготовление обеда, встреча гостей, укладывание кукол спать и т.д.
Играть можно не только отдельно машиной, мягкими игрушками, куклами, но и сразу несколькими предметами. Очень полезно будет разыгрывать с игрушками простые сюжеты (например, как зайчик пришел в гости к ежику, поздоровались, ежик угостил зайчика чаем, прощаются друг с другом), а потом предлагать сложнее. Обычно маленькие дети с удовольствием наблюдают за такими представлениями, а потом начинают с большим удовольствием их показывать.
Во время игры с малышом, дайте побывать ему в роли мамы или папы, дайте возможность выразить свою любовь к кому-то и заботиться о нем. Это важно, т.к. ребенок получает вашу любовь, а его эмоции остаются не задействованы.
Играем с ребенком 3-4 лет.
В возрасте три-четыре года дети становятся более сознательными. Они уже способны передавать в форме игры то, что они увидели или услышали (например, после посещения кафе, парикмахерской, кабинета врача).
С трех лет можно ставить мини-спектакли с малышом на сюжеты прочитанных книжек и знакомых мультиков, выбирая сначала те, которые он любит.

Воспроизводить можно по частям, начиная с тех событий, которые он лучше запомнил, а значит, больше понравились.
Уже в 3-4 года стоит приучать играть вместе со сверстниками. Но это не освобождает взрослого от присутствия во время игры. Возможно, необходимо будет раскрыть действия или помочь уладить неизбежные ссоры, конфликты (которые очень часто возникают из-за неумения детей совместно общаться).

Если ребенок большое количество времени проводит с другими малышами, но взрослые чаще хотят остаться в стороне и не вмешиваются в их игры, то он научиться находить общий язык с другими детьми, но играть с ними будет достаточно примитивно: толкаться, бегать, задираться.

Важно не допустить, чтобы ребенок привык командовать или, наоборот, подчиняться и, взрослея, или постоянно спорят с другими детьми («командиры»), или не могут отстаивать свою позицию («подчиненные»).
Если вы отдаете ребенка в детский сад, то воспользуйтесь советами других мам по поводу выбора учреждения. Найдите такой садик, в котором не только много игрушек, но и где воспитатели проводят занятия с детьми и организуют их совместные игры.
Игры с 5-6- летним ребенком.
В 5-6 лет ребенок обычно хорошо разыгрывает сюжеты из любимых книжек или мультфильмов и различные бытовые ситуации. Иногда вы можете играть с ним, давая новые сюжеты или проигрывать различные жизненные ситуации правила поведения, например).

Ребенку в этом возрасте, если он не посещает детский сад,просто нужен товарищ по играм – иначе наладить в контакт со сверстниками и строить общение с ними он не научится. Взрослый в данной ситуации не может заменить партнера-ребенка, т.к. взрослые не могут играть достаточно долго и общаются с ребенком не так, как общался бы сверстник.

Игры детей 6-7 лет.
С 6-7 лет допускается лишь эпизодическое вмешательство взрослого, при условии, что дети нашли общий язык, научились вместе играть. Если же в этом возрасте лишь начинается совместная игра, взрослому необходимо помогать договариваться и, если они робеют, подбадривать.
В этом возрасте для совместных игр дети чаще всего выбирают «Дочки-матери», «Воспитатель и дети», «Супермены», «Принцессы» и др.

Обратите внимание на то, чем интересуется ребенок, каким героям подражает.
Чем разнообразнее содержание сюжетно-ролевых игр, в которые играют дети, тем развитее будет их внутренний мир, душа. И напротив, его внутреннему миру грозит остаться неразвитым и примитивным, если игры однообразны.
Если взрослые покупают ребенку только роботов, кукол, мягкие игрушки, монстров, то это может привести к не развитию игрового опыта ребенка, сужению кругозора. Поэтому всегда следите, чтобы игрушки были разнообразными (монстров и чудовищ лучше избегать).

Мягкие игрушки и куклы очень нужны не только девочкам, но и мальчикам, так как они помогают понятию взаимоотношений между людьми. Мягкие игрушки успокаивают ребенка, дают ощущение тепла, уюта.

Так же и машины, самолеты и другая техника необходимы не только мальчикам, но и девочкам, так как, если девочка играет только в куклы, это может привести к сужению ее интересов, ограничениям развития. Увлечение лишь играми в войну, военными игрушками, «стрелялки» и в вооруженное столкновение может привести к становлению жизненных моделей вражды.

Чрезмерное пристрастие к техническим игрушкам и отказ от кукол, мягких игрушек часто приводит к тому, что ребенок не знает, как устанавливать контакт с людьми в реальной жизни.

Если вы не уверены в качестве игрушки, не стесняйтесь попросить у продавца на нее сертификат. Предлагайте детям при совместной игре компромиссы, введите правило уступать по очереди.

Не навязывайте свою помощь и не выполняйте за ребенка какие-либо действия. Он сам спросит, если возникнут затруднения, либо вы это увидите. Иногда ребенок может предложить такое решение проблемы, о которой взрослый не мог и подумать. Какой же все-таки прекрасный русский язык! Он одновременно является самым сложным и самым простым. С помощью этого языка мы выражаем свои чувства, например, признаемся в любви, желаем счастья и т.д. Но поразительным свойством русского языка является то, что не только какое–либо словосочетание может ввести в заблуждение читателя своей двойственностью, но даже одно слово можно понять двусмысленно.

Ударение в русском языке кардинально отличается от ударений в некоторых иностранных языках. Если в самом изящном французском языке оно всегда закреплено на последнем слоге, т. е. в конце слова (например: пардОн, бонжУр), то в русском языке оно свободно может быть как в начале, в конце, так и в середине, никакая гласная буква от него не застрахована.
Собственно говоря, ударение – это выделение какого-либо слога, большей силой произношения и увеличения длительности звучания. Естественно, ему подвластны только гласные буквы.
Гласный звук слога, на который падает ударение, называется ударным. При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (вОлк – вОлка – вОлку) или может передвигаться с одного слога на другой (лИст – листА – лИстья).
Есть слова, не имеющие ударения, в произношении они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам, обычно это предлоги, союзы, частицы (под горОй, ко мнЕ, принесИ–ка).
Для того чтобы определить где поставить ударение в слове, необходимо его просклонять, пример: верблЮд (мужской род, единственное число) – верблЮды (мужской род, множественное число).
Чтобы узнать где ставить ударение, прочитайте все предложение, в котором находится это слово и, опираясь на смысл, вы поймете, какой слог акцентировать («Выходя из лесной чащи я увидел прекрасный зАмок.» — «На дверях висел крепкий замОк.»).
Заметьте, в сложных словах, плюс ко всему бывает и дополнительное ударение, оно обозначается (‘). Пример: вОдогрЯзелечЕбница, жЕлезнодорОжный. Связанная статья Как правильно ставить ударение в слове «щавель» Деление — совсем не простая математическая операция для ребенка , а потому материал следует подавать особым образом. Здесь важно не только правильно объяснить природу самого действия, но и создать благоприятную для обучения обстановку.
Вам понадобится:

  • -яблоки;
  • -конфеты.

Прежде всего учтите, что в том возрасте, в котором обычно проходится деление по школьной программе, ребенок еще находится в так называемой «формально-операционной» стадии развития. А значит, он не может понять абстрактные концепции, поэтому за каждым объяснением должен стоять реальный пример, способный заинтересовать ребенка.
Перед началом изучения деления убедитесь, что ребенок хорошо знает таблицу умножения и понимает механизм, по которому осуществляется данное математическое действие.
Дайте ребенку, например, четыре конфеты и попросите разделить их поровну между ним и вами. Затем спросите, сколько было конфет и сколько было человек. Объясните, что конфеты разделены между людьми, а затем только покажите математическую запись действия.
Убедитесь, что ребенок понял суть процесса, меняя количество предметов и людей, между которыми предметы надо распределить.
Покажите ребенку связь между умножением и делением. Дайте ему интуитивно почувствовать, что это обратное действие. Например, показав на реальном примере, что три умножить на два — это шесть, а шесть поделить на два — это три и так далее.
Постоянно возвращайтесь к этим операциям, например, играйте в деление вне дома. Давайте ребенку задачки, которые отображают действительность. Так, при покупке яблок возьмите, к примеру, шесть штук и спросите, сколько яблок достанется каждому члену вашей семьи. Гуляя на улице, предлагайте ему поделить конфеты между всеми детьми во дворе.
Если ребенок не сразу понимает, что от него требуется — будьте терпеливы и ищите способ объяснить лучше. Но не давите на него, так вы можете вызвать негативную психологическую реакцию, из-за которой ребенку будет тяжело воспринимать информацию. В этом случае процесс обучения займет куда больше времени. Слог — минимальная фонетическая единица. В нем соединяются разные по степени звучности звуки. Наиболее звучные выполняют слогообразующую функцию. В состав единицы должен входить гласный звук. Без гласных звуков не может быть слога. В устной речи звуки группируются в слоги по следующим правилам.

Не смешивайте деление слова на слоги и перенос слова, это разные категории. Слоги - принадлежность устной речи, а перенос - это письменная речь, грамматика. Сравните: идея - в звучании три слога, и-де-я. А переносить слово нельзя. Посмотрите: пестрый – 2 слога, а перенести можно по-разному: пе–стрый, пес-трый.
Деля слова на слоги, учитывайте закон восходящей звучности: начало неначального (не первого в слове) слога строится от слабо звучащего. Если в слове есть сочетание согласных между гласными, то слоговая граница должна пройти так, чтобы следующий слог начинался с менее звучного согласного. Например, произнесите слово «каска» [ка — ска].
Деление на слоги производите по фонетическому звучанию, а не по тому, как вы пишете. Если слог является открытым, то есть заканчивается гласным звуком, то деление на слог будет проходить после гласного. Например: собака — со-ба-ка. копна — ко-пна. Граница слога будет проходить на стыке сонорного согласного и шумного. Например, парта [пар-та].
Слогораздел пройдет после Й, если за ним будет стоять любой согласный. Майка [май-ка].
Запомните: удвоенные согласные (между гласными) переходят в последующий слог. Например, ка-сса, дро-жжи, га-мма. НО, при переносе слов с двойными согласными, одну букву оставляйте на строке, а другую переносите: ван-на, длин-ный, искус-ство.
Закон восходящей звучности не соблюдается в последних слогах слова: [цвиэ-то’к], [л’иэ-жы’т], [го’-лъс] и т.д.
Чаще всего, при переносе слова используется деление на слоги, но есть масса исключений из этого правила. Не оставляйте на строке единственную букву. Ъ, Ь, Й — эти буквы не отделяйте от предыдущих. Например: объ-езд, фоль-гой, зай-ка. Не отрывайте от приставки конечную согласную букву, если корень слова тоже начинается с согласной. Правильный перенос: раз-лив, под-писать. Не забирайте у корня стоящую первой согласную букву. Правильно переносить: при-крепить. Деление слов на слоги является одной из основ обучения ребенка чтению. Именно этот навык позволяет не только сочетать буквы между собой, но и обрести понимание того, как из букв получаются слова . Не всегда понимание слогов дается ребенку легко, но родители могут помочь малышу в этом вопросе.

Не стоит особенно торопиться с вопросом того, как научить ребенка делить слова на слоги . Сперва малыш должен запомнить алфавит и понять принцип соединения букв между собой. Ошибка многих родителей в том, что они пытаются научить малыша складывать единичные буквы, это препятствует дальнейшему разделению слов на слоги . Соответственно, процесс освоения чтения также замедляется. Ребенок должен читать обе буквы слога в едином слиянии. Это позволяет избежать проблем, связанных с непониманием основного принципа складывания слов из слогов.
Когда эти навыки будут закреплены, сконцентрируйте внимание ребенка не на слова х, а на произносимых им звуках. Фонетика влияет на качество чтения едва ли не больше, чем знание самих букв. Предложите ребенку понаблюдать за своим ртом в зеркале во время произношения слов. Так он сможет понять, что форма губ меняется именно при произношении слогов, а не отдельных букв.
Если малыш не может понять, каким образом слоги складываются в слова , можно предложить достаточно простой способ. Для этого ребенку необходимо предложить удерживать ладонь в районе шеи, под челюстью. Ощущение давления на руку позволяет прочувствовать движение рта при произношении. Самое простое слово для постановки эксперимента – это «мама» или же иные доступные и привычные детскому слуху термины. Но и более сложные слова не менее легко раскладываются на слоги , нужно лишь проявить немного терпения.
Начинать подобную тренировку необходимо с двухсложных слов, так как их раскладывать на слоги проще всего. Постепенно переходите к тем слова м, которые состоят из трех и более слогов, например «молоко» или «корова». Чтобы занятие не казалось слишком скучным, деление слов на слоги детям лучше всего проводить в игровой форме. Слова, разложенные на слоги и взятые из привычной считалочки, воспринимаются намного легче. Правила постановки ударения в русском языке сложны и запутаны, что порождает массу проблем с освоением орфоэпических норм. Особую трудность вызывают наречия – каких-либо правил, позволяющих «вычислить» правильное произношение, для этой части речи не существуют. Поэтому в таких словах, как «добела» ударение рекомендуют просто запоминать.

В соответствии с правилами современного русского литературного языка ударение в слове «добела» ставится на последний слог , на гласную «А»:

  • добелА выгоревшие волосы,
  • отстирать пятно добелА,
  • растереть желтки добелА,
  • добелА раскаленное железо.

Это ударение приводит множество справочных издания – и специальные орфоэпические словари, и орфографические, и толковые. Однако в некоторых словарях (как правильно, изданных еще в XX веке) можно встретить и норму «дОбела». Встречается такой вариант произношения и в некоторых стихах русских поэтов – и это часто сбивает с толку.

Дело в том, что орфоэпические нормы со временем могут меняться. Так произошло и со словом «добела» – некогда ударение на первом слоге считалось правильным, но сейчас произношение «дОбела» уже считается устаревшим . Некоторые орфоэпические словари (например, справочник «Русское словесное ударение» или орфоэпический словарь под редакцией И.Л. Резниченко) даже специально акцентируют на этом внимание читателя, приводя наряду с литературной нормой «добелА» старый вариант произношения, снабжая его пометой «устар.» и предостерегая от совершения ошибки.

Как запомнить правильное ударение «добелА»

Избавиться от сомнений с произношением слова «добела» позволит русская пословица «Черного кобеля не отмоешь/не вымоешь добела». В слове «кобеля» акцент также ставится на третьем слоге, и ритмика фразы «продиктует» ударение и в слове «добелА».

Слова, ударение в которых аналогично слову «добела»

В русском языке существует ряд аналогичных наречий (с приставкой «до-» и суффиксом «а»), ударение в которых также будет падать на последний слог:

  • доголА,
  • докраснА,
  • допозднА,
  • дополнА,
  • допьянА,
  • досветлА,
  • дотемнА,
  • дотемнА,
  • дочернА.

В то же время нельзя сказать, что ударение на последнем слоге в таких наречиях можно считать правилом: в таких словах, как «дочиста»

  • С того момента, как ваш ребёнок начинает ползать, начинается совсем новый этап в вашей жизни. Малыш становится с каждым днём всё более самостоятельным, активно познаёт окружающий мир и......
  • Известно множество методик обучения ребенка плаванию. Одной их них считается применение несложных игровых упражнений, которые не только позволят приобрести малышу необходимые физические навыки, но и помогут избежать страха......
  • Сегодня модно растить гиперумных и суперпродвинутых детей, которые в возрасте двух лет свободно пользуются ноутбуками и управляются с планшетными ПК. Обучая своих чад высоким технологиям, родители стараются сделать......
  • Научить ребенка считать не так уж и сложно. Главное — начать изучение цифр в форме игры, чтобы малышу стало интересно. Цифры нужно учить постепенно, закрепляя полученный результат. Для......
  • Обучить основам безопасности - одна из обязанностей родителей, и затягивать с ней нельзя. Уже с момента, когда ребёнок в состоянии понимать вашу речь, старайтесь давать ему простые и......
  • Завязывание шнурков – процесс совсем несложный. Так думают все взрослые. А вот для детей шнурки могут стать настоящим испытанием. Начинать учить ребенка их завязывать можно уже с 4......
  • В жизни любой молодой мамы рано или поздно появляется ряд вопросов: как научить ребенка садиться? во сколько месяцев ребенок садится самостоятельно? нужно ли вообще учить ребенка садиться или......

    Один из важных моментов при обучении ребенка грамоте - правильная постановка ударения в словах. От этого умения зависит в будущем, научится ли ребенок писать слова с безударной гласной. К тому же часто маленький ребенок неправильно ставит ударение в словах. Поэтому начинать обучение лучше в дошкольный период.

    Любые новые знания дошколенок постигает в процессе игры. Можно среди развивающих игр поискать и такие, которые научат его постановке ударения.

    Способы обучения ребенка правильной постановке ударения в словах

    Игровые методики:

    1. Еще из своей школьной жизни каждый взрослый знает, что слово нужно как бы позвать. Ударный звук при этом будет звучать дольше остальных. Можно сделать на основе этого игру «Позови». Начать можно с простейших слов: мама, папа, имя брата или сестры, имена друзей. Со временем в игру включают названия животных, а затем и неодушевленных предметов. Количество слогов нужно увеличивать постепенно.
    2. Научить ребенка определять ударение поможет и игра в удивление. Нужно широко раскрыть глаза и произнести с интонацией удивления: «Это ко-о-о-шка? Это лимо-о-о-н?».
    3. Можно произносить одно и то же слово с разной интонацией и силой голоса.
    4. Французы, как известно, ставят ударение в словах на последний слог, а поляки - на второй. Можно поиграть в иностранца и произносить слова на французский манер. После игры нужно обязательно спросить у ребенка, почему мы не говорим кастрюлЯ или мамА. Другой вариант игры: взрослый говорит, как иностранец с акцентом и неправильно ставит ударение, а ребенок его поправляет.
    5. «Туки-тук» - игра, для которой понадобится детский молоточек. Каждое слово выстукивается по количеству слогов, а при произнесении ударного слога нужно стукнуть чуть сильнее.
    6. Кубики Зайцева, на каждом из которых записано по 6 слогов, помогут и в обучении чтению, и научат ребенка ставить ударение в словах. При выкладывании слова, ударный слог нужно выделить, например, подложив под него дощечку и приподняв этот кубик над остальными.

    Занятия просты и ненавязчивы, а с постановкой ударения у ребенка проблем больше не будет.

    Педагоги считают, что серьезно заниматься с ребенком вопросами ударения и словообразования надо тогда, когда его речь полностью сформирована. В процессе ее становления надо обращать внимание на правильное произношение слов, чтобы позже их не переучивать. Итак, что предшествует обучению ударениям в словах? Как научить ставить его правильно? Давайте разберемся.

    Интерес к языку у деток проявляется уже в трехлетнем возрасте. Когда у малыша накапливается определенный словарный запас, он с любопытством и удовольствием знакомится с новыми словами. Очень часто спрашивает, что они означают. Именно в три года, когда у ребенка развивается кризис самостоятельности, вопросы взрослому сыплются один за другим. Многие дети в 3 года спрашивают, почему слова произносятся именно так. Есть и такие вундеркинды, которые придумывают свои названия знакомым предметам, вещам.

    Папа с мамой должны улавливать и поддержать интерес ребенка к словам. Большинство взрослых понимает, что их чада копируют действия и речь взрослых. Если вы, ближайшие родственники, с которыми малыш общается, сюсюкаетесь с ним, коверкаете слова, имитируя детское произношение, то он будет говорить плохо. С раннего детства разговаривайте с детьми нормальным и четким языком.

    В два года дети в большинстве имеют нечеткое звукопроизношение. Они могут пропускать, заменять звуки, переставлять их местами, допускать ошибки в ударении. Для исправления таких недостатков речи с детьми нужно играть в простые речевые игры, не требующие специальной подготовки и постепенно подводящие к понятию ударения. Вот их варианты:

    Читайте также

    1. Повтори за мной. Суть игры - это не просто правильное дублирование, а и развитие слухового восприятия. Родители должны выбирать слова и словосочетания, вызывающие затруднения у малыша. Вначале рекомендуется прокричать первое, попросить повторить его вслед за вами так же громко. Второе слово нужно произнести шепотом, проследить, чтобы ребенок сказал его так же. Темп игры надо ускорять и замедлять, чтобы вашему ученику было интересно.
    2. Позови друга. Правильно произносить слова и ставить в них ударение можно, если кого-то „позвать”. Например, предложите ребенку представить, что его кукла (машинка) заблудилась в лесу. Приложите ко рту руки, как бы усиливая звучание, медленно позовите: „Кук-ла!!!” с четким акцентом на первом слоге. Когда выделяете его ударением, можете акцентировать на нем дополнительное внимание кивком головы. Используйте сначала слова двухслоговые и простые, затем переходите к трехслоговым, тренируйтесь на тех, которые знакомы и близки вашему ученику. Это названия животных, продуктов, игрушек. Попросите ребенка назвать, какой по порядку ударный слог (первый, второй, третий).
    3. Имена. Интереснее всего детям произносить свои имена, а также самых близких людей. Начать вы можете с имени ребенка, произнося его тихо и громко, быстро и медленно. А потом попробуйте произнести его с неправильным ударением. Обычно детям это бывает смешно, они начинают коверкать и другие слова. Именно так, в сравнении, формируется привычка правильно выделять ударный слог.
    4. Стихи-запоминалки . В стихотворной форме мальчику или девочке легче запоминать, как ставится ударение в словах.
    5. Кубики Зайцева . В этой наглядной игре есть специальный кубик (ударный молотечек), с помощью которого дети могут выделять ударный слог. Если понимание ударения для детей дается сложно, то лучше использовать именно эту наглядность.
    6. Далее ребенку нужно объяснить, что ударным в слове всегда является гласный. Когда ваше чадо будет знакомиться с новыми словами, то всегда акцентируйте внимание на ударении как форме правильного произношения. Для этого достаточно лишь несколько раз четко проговорить слово, и малыш будет его копировать за вами.

    Из нашего материала вы узнаете, почему возникает проблема неправильной постановки ударения, и что делать, чтобы её избежать. А также, как научить ребенка ставить ударение в словах, при этом используя методы обучения без скуки.

    Верно запомнить ударение в словах — задача не из лёгких даже для многих взрослых, что уж говорить о детях! В русском языке ударение в словах отличается подвижностью и разноместностью, усваивается вместе со словом, его надо просто запомнить. Но зачастую быстрее и легче запоминается неправильный вариант, а переучить потом на правильный очень сложно. Для первоклассников, которые только учатся читать это может стать настоящей проблемой.

    У этого может быть несколько причин:

    • Ребёнок постоянно слышит неправильные варианты постановок ударения . В садике, дома, с экранов телевизоров, из любимых мультфильмов — где-то ударения коверкаются намеренно, где-то это может быть случайной ошибкой. В любом случае, родителям необходимо тщательно следить за источниками знаний для своего ребёнка, а также контролировать своё произношение, ведь малыш очень быстро впитывает поступающую отовсюду информацию, и важно, чтобы она была сразу верной.
    • Недостаток общения с родителями . Дети обучаются всему через имитацию — подражание взрослым. Недостаток общения с родителями может сказаться как на общем развитии ребёнка, так и на его речи. Если ребёнок не слышит как нужно говорить — он начинает придумывать свои слова или свои варианты услышанных слов.
    • Разговор с детьми на «детском языке» , сюсюканье. Слыша неправильный вариант слова, ребёнок, естественно, будет думать, что так и нужно говорить. Ведь для ребёнка любой взрослый человек — это эталон для подражания. Особенно если это его родители.
    • Непонимание самого понятия — что значит «ставить ударение». Почему «ставить»? Как оно может стоять? Мы же говорим, и когда произносим слова — то просто какие-то звуки звучат громче. Дети обладают конкретным мышлением и каждое слово воспринимают буквально.

    В каком возрасте следует начинать заниматься, чтобы избежать этой проблемы?

    Все дети разные — кто-то развивается быстрее, кто-то чуть медленнее, но примерно к 3 или 4 годам у ребёнка формируется тот словарный запас, который позволяет ему строить фразы и даже сложные предложения. В более раннем возрасте нет необходимости в систематических занятиях, но и до школьного возраста тянуть тоже не следует. Избавиться от уже сформировавшейся проблемы, к примеру у школьника 1 класса, будет намного сложнее, чем предотвратить её на ранних этапах развития.

    Чем раньше вы начнете исправлять ошибки в речи, тем лучше

    Как же научить ребёнка говорить правильно?

    Прежде всего, ВСЕГДА правильно и чётко произносите слова, разговаривая со своим ребёнком.

    С самого раннего возраста объясняйте ребёнку предметы и явления, комментируйте свои действия, при этом старайтесь чтобы он видел вашу мимику, движения губ. Ни в коем случае не коверкайте слова, стараясь сделать их милыми. Если Вы хотите, чтобы малыш как можно раньше заговорил правильно — прислушайтесь к этому совету.

    Также существует много способов обучения правильному ударению в игровой форме. Это и рифмованные строчки, стишки, считалочки, забавные задачки и загадки, и игрушки, помогающие обучению. Чуть ниже мы разберём подробнее эти способы.

    Как часто необходимо заниматься?

    Регулярность в любых занятиях приведёт к положительному эффекту, поэтому лучше заниматься с ребёнком каждый день, но постоянно менять форму занятий, иначе ребёнок будет скучать, хуже воспринимать информацию и с меньшим интересом заниматься.
    Оптимальной формой обучения детей можно назвать игровую форму. В игру можно превратить абсолютно любое действие, так что стоит проявить немного фантазии и скучные упражнения превратятся в развлечение.

    Считалочки, стишки, рифмованные строчки.

    Подойдут уже сочинённые кем-то или свои собственные стишки. С помощью них очень легко запоминается верное ударение, т.к. без этого строчки просто не рифмуются.
    ***
    Раз лохматая горилла
    Крокодилу позвонила.
    Он с гориллой не дружил,
    Сразу трубку положил.
    Ему лучше не звонить,
    Кто звонит, тому водить.
    ***
    В яслях дети баловались,
    Воспитатели ругались:
    «Не балуйтесь, ремешок
    Вас посадит на горшок».
    Очень эффективен и интересен приём сложения рифмовок: одно слово предлагает взрослый, а другое придумывает сам ребёнок, а затем сочиняется сам стишок.
    ***
    Шарфы-Марфы:
    Как у нашей МАрфы
    Все в полоску шАрфы!
    ***
    Каталог-потолок:
    Наш огромный каталОг
    Подпирает потолОк.
    ***
    Что за странный носорог
    Ел и твОрог и творОг

    Упражнения

    Все упражнения должны быть в игровой форме, многие из них можно вспоминать как бы между делом — на прогулке, в дороге, перед сном.

    «Угадываем слова».

    Вы называете слово с неправильным ударением и просите ребёнка исправить. Например: собакА — собАка, кОнфета — конфЕта и т.д.

    Другой вариант этой игры. Нужно выбрать правильный вариант из пары слов с разными ударениями.
    Как правильно? — чАшка или чашкА? цветОк или цвЕток? сОлнце или солнцЕ?
    Обычно, большинство детей интуитивно угадывают верный вариант.

    «Позови меня» .

    Нужно произнести название окружающих предметов так, словно они потерялись в лесу и мы зовём их: тУУУмбочка! табурЕЕЕтка! подокОООнник!

    Важно: все слова нужно произносить нараспев, но не разделяя их по слогам.
    Таким же образом можно звать по имени знакомых, друзей, любимые игрушки.

    «Молоточек» .
    Произносим слово очень громко, и всего один раз за время произнесения нужно ударить молоточком. Ребёнок выбирает самый громкий слог, ударный. Можно вместо молоточка хлопать в ладоши или бить кулачком по столу.

    Кубики Зайцева

    Основная идея этих кубиков в том, что минимальной частицей речи является склад, и что все слова состоят из складов, а не букв. Кубики имеют разный размер и выполены из разного материала, а также по-разному «звучат»:
    Железно-золотые кубики — склады с мягким знаком
    Железно-деревянные — склады с твёрдым знаком
    Золотые — изображены гласные
    Железные — звонкие склады
    Деревянные — приглушённые склады
    Очень легко и наглядно можно объяснить звонкие и глухие согласные. Внутри кубика со звонкой согласной — звенящее наполнение, внутри глухой согласной — глухое постукивание.
    Следуя методическому пособию, прилагающемуся к этим кубикам, можно легко научить ребёнка правильно произносить слова, потому что весь материал обязательно пропевается, и таким образом будет понятно где находится ударный склад — пропевая слова, мы удлинняем склад с ударением. Выяснив, где он находится — ставим на него специальный кубик с ударением.

    Народные методы

    Народные методы также бывают очень эффективны и интересны, и проверены не одним поколением детишек и родителей.

    Например, посадите ребёнка за стол, пусть он поставит свои кулачки один на другой и на стол, таким образом, чтобы подбородок был прямо над ними. Во время ударного звука подбородок будет касаться кулачков и не будет сомнения который звук ударный.

    Как видите, поставить правильную грамотную речь ребёнку можно множеством различных способов, главное — уделять этому время и помнить, что никакие игры или упражнения не заменят хороший пример самих родителей. Ведь как бы правильно мы ни учили, но если сами допускаем ошибки в повседневной жизни, дети скорее последуют живому примеру, нежели самой интересной и увлекательной игре.

    И в дополнение к считалкам и упражнениям рекомендуем вам посмотреть следующее видео.

    Одни специалисты утверждают, что серьезно вопросами словообразования и ударения стоит заниматься, когда речь ребенка уже сформирована. Другие считают, что лучше сразу потратить усилия на то, чтобы научить произносить слова правильно, чем потом пытаться переучивать.

    Осознанный интерес к языку проявляется у детей, начиная с трехлетнего возраста. Накопив определенный словарный запас, малыш с удовольствием узнает новые слова, спрашивает, что они означают, почему мы произносим их именно так. Это внутреннее желание учиться произносить, а затем и читать слова может возникнуть и раньше. Родителям важно уловить и поддержать этот интерес. ство двухлетних малышей имеют нечеткое звукопроизношение. Они пропускают и заменяют звуки, в некоторых случаях переставляя местами целые слоги, и довольно часто допускают ошибки в ударении. Чтобы исправить эти недостатки и помочь крохе научиться говорить правильно, поиграйте с ним в простые речевые игры, которые не требуют специальных знаний или подготовки.

    Скажи, как я

    Ни для кого не секрет, что дети осознанно и неосознанно повторяют действия взрослых. Следовательно, если в вашей семье и ближайшем окружении говорят грамотно, вероятность того, что и кроха последует вашему примеру, очень высока. Особенно если при общении с ним вы не коверкаете слова, имитируя детское произношение, и называете вещи своими именами, а не используете вслед за малышом звукоподражание.

    Однако суть игры заключается не только в правильном повторе, но и в развитии слухового восприятия. Выберите слова и словосочетания, в произношении которых ребенок испытывает затруднения. Прокричите первое слово и попросите малыша повторить за вами с такой же громкостью. Следующее слово скажите шепотом и проследите, чтобы малыш произнес его также. Ускоряйте и замедляйте темп игры, сделайте паузу и вновь прокричите слово, как только малыш немного отвлечется. Это добавит игре веселья и азарта.

    Угадай загадку

    Все малыши любят отгадывать загадки. Используйте это не только в игровых, но и в образовательных целях. Спросите «А что такое собакА?», или «А где живет лИса?». Неправильное использование ударений не только развеселит малыша, но и сформирует умение «играть» словами, которое пригодится ему в последующем обучении чтению.

    Позови друга

    Ударный слог можно услышать, если «позвать» слово. Продемонстрируйте это, растягивая произношение, например: «маШИ-И-Ина», «мА-А-Ама», «кУ-У-Ук-ла». Выделяя ударный слог, вы можете акцентировать на нем дополнительное внимание, кивая головой или приседая. Чтобы ребенок почувствовал разницу, покажите ему, что будет, если сместить ударение. Потренируйтесь на словах, которые уже хорошо знакомы малышу, например, на именах членов семьи и его игрушек, названиях животных, продуктов и так далее.

    Повтори стишок

    Выбирая произведения для чтения и разучивания, обратите внимание на «стихи-запоминалки», которые помогут ребенку освоить правильное произношение слов, в ударении которых совершают ошибки даже некоторые взрослые. Малышу не обязательно знать стишок наизусть, его задача правильно произнести «ударное» слово, перед которым вы сделаете паузу. Например:

    Красит стены нам маляр.
    Полки делает столЯр .